§ 15. Нации и межнациональные отношения - cтраницы 54, 55, 56, 57
1. Выпиши из текста учебника признаки этнической группы.
Этническая группа, наиболее распространённое в науке обозначение этнической общности (народа, этноса), под которой понимается группа людей, обладающая общим самосознанием этническим, разделяющая общее название и элементы культуры и находящаяся в фундаментальных связях с другими общностями, в т. ч. государственными.
Этническая группа, наиболее распространённое в науке обозначение этнической общности (народа, этноса), под которой понимается группа людей, обладающая общим самосознанием этническим, разделяющая общее название и элементы культуры и находящаяся в фундаментальных связях с другими общностями, в т. ч. государственными.
2. Объясни разницу между чувством национальной гордости и национализмом.
Национальная гордость – исполненность человека сознанием принадлежности к своей нации, неразрывной связи с ней, сопряженная с чувством любви к родному отечеству и пониманием святой, кровной ответственности за его судьбу.
В современном обществе под национализмом понимается идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о приоритете нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе.
Приведи пример, иллюстрирующий твои рассуждения.
Национальная гордость – Чувство, лежащее в основе социально-психологического явления, в котором аккумулируются: 1) национальное достоинство; 2) осознание исторического вклада своей нации; 3) высокая оценка своих национально-культурных ценностей, включая родной язык и литературу.
Пример национализма - это фашистская Германия, возглавляемая Гитлером, после разгрома германией фашизма во 2-й мировой войне ликвидирован.
Национальная гордость – исполненность человека сознанием принадлежности к своей нации, неразрывной связи с ней, сопряженная с чувством любви к родному отечеству и пониманием святой, кровной ответственности за его судьбу.
В современном обществе под национализмом понимается идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о приоритете нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе.
Приведи пример, иллюстрирующий твои рассуждения.
Национальная гордость – Чувство, лежащее в основе социально-психологического явления, в котором аккумулируются: 1) национальное достоинство; 2) осознание исторического вклада своей нации; 3) высокая оценка своих национально-культурных ценностей, включая родной язык и литературу.
Пример национализма - это фашистская Германия, возглавляемая Гитлером, после разгрома германией фашизма во 2-й мировой войне ликвидирован.
3. Прочитай текст и выполни задания.
Этнос — это объединение людей, лежащее на границе природы и общества, это жизнь людей в конкретных природных условиях, которые определяют своеобразие каждого этноса, и в то же время жизнь, связанная социальными, культурными законами.
Этнос связан не только с природой, он имеет отношение к сознанию, к психологии человека. Во Франции живут кельты- бретонцы и иберы-гасконцы. Они, строго говоря, не французы, первые — выходцы из Англии, вторые — из Испании. В лесах Вандеи и на склонах Пиренеев они одеваются в свои костюмы, говорят на своём языке и чётко отличают себя от французов. Но можно ли сказать про наполеоновского маршала Мюрата или про мушкетёра Д’Артаньяна, что они — не французы? Они считали себя принадлежащими к французскому этносу.
Этносы часто складываются в систему этносов. Например, «китайцы» или «индусы» эквивалентны не «французам» или «немцам», а «западноевропейцам» в целом, ибо являются системами этносов, объединённых на принципах культуры. «Индусов» связывает систем каст, а «китайцев» — иероглифическая письменность. Как только уроженец Индостана переходил в мусульманство, он переставал быть индусом. А чтобы стать полноценным «американцем», нужно просто родиться в США, а кто ты по национальности — «итальянец», «русский» или «немец», не важно.
Этнос — ещё и поведение людей, его составляющих. Человек нередко действует так, что по характеру поведения можно определить его этническую принадлежность.
Через принадлежность к этносу любой человек осознаёт свою связь с обществом, историей и культурой.
(По материалам «Энциклопедии для школьников»)
1) Как в этносе связаны природа и общество (подчеркни соответствующие положения текста)?
Этнос — это объединение людей, лежащее на границе природы и общества, это жизнь людей в конкретных природных условиях, которые определяют своеобразие каждого этноса, и в то же время жизнь, связанная социальными, культурными законами.
2) Гасконец Д’Артаньян осознавал себя не только гасконцем, но и французом. Как ты думаешь, являлся ли он представителем только одного или обоих этносов? Объясни свой ответ.
Да, она является представителем обоих этносов, т.к. во Франции живут и гасконцы. Всё верно.
3) Какие «принципы культуры» способствуют складыванию системы этносов (подчеркни соответствующие положения текста)?
Принцип преемственности, то есть связь между новыми и старыми поколениями в процессе развития. Принцип целостности, проникновение культуры во все сферы социальной сферы.
Например, «китайцы» или «индусы» эквивалентны не «французам» или «немцам», а «западноевропейцам» в целом, ибо являются системами этносов, объединённых на принципах культуры. «Индусов» связывает систем каст, а «китайцев» — иероглифическая письменность. Как только уроженец Индостана переходил в мусульманство, он переставал быть индусом. А чтобы стать полноценным «американцем», нужно просто родиться в США, а кто ты по национальности — «итальянец», «русский» или «немец», не важно.
4) Приведи несколько примеров, иллюстрирующих идею: «Человек нередко действует так, что по характеру поведения можно определить его этническую принадлежность».
Часто человек ведет себя так, как его учили, как принято у него в обществе. Например, если человек приходит всегда пунктуально, делает все педантично правильно, ни на шаг не отклоняется от правил – про характер его поведения можно сказать, что он принадлежит к немцам, этносу педантичному, пунктуальному и правильному.
5) Объясни фразу текста: «Через принадлежность к этносу любой человек осознаёт свою связь с обществом, историей и культурой».
Этнос – это и есть общая культура и история. Если ты принадлежишь к русскому этносу, то ты изучаешь историю и культуру русского народа, ты ощущаешь себя частью русского народа.
Этнос — это объединение людей, лежащее на границе природы и общества, это жизнь людей в конкретных природных условиях, которые определяют своеобразие каждого этноса, и в то же время жизнь, связанная социальными, культурными законами.
Этнос связан не только с природой, он имеет отношение к сознанию, к психологии человека. Во Франции живут кельты- бретонцы и иберы-гасконцы. Они, строго говоря, не французы, первые — выходцы из Англии, вторые — из Испании. В лесах Вандеи и на склонах Пиренеев они одеваются в свои костюмы, говорят на своём языке и чётко отличают себя от французов. Но можно ли сказать про наполеоновского маршала Мюрата или про мушкетёра Д’Артаньяна, что они — не французы? Они считали себя принадлежащими к французскому этносу.
Этносы часто складываются в систему этносов. Например, «китайцы» или «индусы» эквивалентны не «французам» или «немцам», а «западноевропейцам» в целом, ибо являются системами этносов, объединённых на принципах культуры. «Индусов» связывает систем каст, а «китайцев» — иероглифическая письменность. Как только уроженец Индостана переходил в мусульманство, он переставал быть индусом. А чтобы стать полноценным «американцем», нужно просто родиться в США, а кто ты по национальности — «итальянец», «русский» или «немец», не важно.
Этнос — ещё и поведение людей, его составляющих. Человек нередко действует так, что по характеру поведения можно определить его этническую принадлежность.
Через принадлежность к этносу любой человек осознаёт свою связь с обществом, историей и культурой.
(По материалам «Энциклопедии для школьников»)
1) Как в этносе связаны природа и общество (подчеркни соответствующие положения текста)?
Этнос — это объединение людей, лежащее на границе природы и общества, это жизнь людей в конкретных природных условиях, которые определяют своеобразие каждого этноса, и в то же время жизнь, связанная социальными, культурными законами.
2) Гасконец Д’Артаньян осознавал себя не только гасконцем, но и французом. Как ты думаешь, являлся ли он представителем только одного или обоих этносов? Объясни свой ответ.
Да, она является представителем обоих этносов, т.к. во Франции живут и гасконцы. Всё верно.
3) Какие «принципы культуры» способствуют складыванию системы этносов (подчеркни соответствующие положения текста)?
Принцип преемственности, то есть связь между новыми и старыми поколениями в процессе развития. Принцип целостности, проникновение культуры во все сферы социальной сферы.
Например, «китайцы» или «индусы» эквивалентны не «французам» или «немцам», а «западноевропейцам» в целом, ибо являются системами этносов, объединённых на принципах культуры. «Индусов» связывает систем каст, а «китайцев» — иероглифическая письменность. Как только уроженец Индостана переходил в мусульманство, он переставал быть индусом. А чтобы стать полноценным «американцем», нужно просто родиться в США, а кто ты по национальности — «итальянец», «русский» или «немец», не важно.
4) Приведи несколько примеров, иллюстрирующих идею: «Человек нередко действует так, что по характеру поведения можно определить его этническую принадлежность».
Часто человек ведет себя так, как его учили, как принято у него в обществе. Например, если человек приходит всегда пунктуально, делает все педантично правильно, ни на шаг не отклоняется от правил – про характер его поведения можно сказать, что он принадлежит к немцам, этносу педантичному, пунктуальному и правильному.
5) Объясни фразу текста: «Через принадлежность к этносу любой человек осознаёт свою связь с обществом, историей и культурой».
Этнос – это и есть общая культура и история. Если ты принадлежишь к русскому этносу, то ты изучаешь историю и культуру русского народа, ты ощущаешь себя частью русского народа.
4. К какой этнической группе ты принадлежишь? Охарактеризуй культуру своего этноса.
Русские — восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной и де-факто государствообразующий народ России, самый многочисленный народ на территории Европы. Всего в мире насчитывается около 133 млн русских. По данным опроса ВЦИОМ, проведённого в марте 2010 года, 75 % русских, проживающих в России, считают себя последователями православия, также существенна доля людей, не исповедующих никакой религии. Национальный язык — русский.
5. Объясни смысл высказываний.
2) «Горе нации, что разъята на части, каждая из которых мнит себя нацией» (Д. Джебран (1883—1931), ливанский писатель, философ и художник).
Горе если каждый хочет быть великим, крутым. Берет всё на себя, нужно быть сплоченными в одно целое и всё будет хорошо.
Приведи пример, иллюстрирующий твои рассуждения.
1) «Всякая национальность есть богатство единого и братски объединённого человечества, а не препятствие на его пути» (Н. А. Бердяев (1874—1948), русский философ).
2) «Горе нации, что разъята на части, каждая из которых мнит себя нацией» (Д. Джебран (1883—1931), ливанский писатель, философ и художник).
Горе если каждый хочет быть великим, крутым. Берет всё на себя, нужно быть сплоченными в одно целое и всё будет хорошо.
Приведи пример, иллюстрирующий твои рассуждения.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: