§ 13. Социальная структура общества - cтраницы 47, 48, 49, 50, 51
1. Запиши определение понятия.
Социальная структура-совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими определенные статусы, между соц. группами.
Социальная структура-совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими определенные статусы, между соц. группами.
2. Выпиши из учебника основные характеристики социальной группы.
Большие и малые, формальные и неформальные, первичные и вторичные.
Большие и малые, формальные и неформальные, первичные и вторичные.
3. В стуктуре общества социальные группы выделяют по различным основаниям. Распредели номера приведённых ниже примеров по соответствующим графам таблицы.
1) женщины; 2) автовладельцы; 3) инженеры; 4) христиане; 5) продавцы; 6) горожане; 7) дети; 8) потребители йогурта; 9) граждане государства; 10) любители кино; 11) австралийцы; 12) поклонники творчества певца; 13) вкладчики банка; 14) петербуржцы
1) женщины; 2) автовладельцы; 3) инженеры; 4) христиане; 5) продавцы; 6) горожане; 7) дети; 8) потребители йогурта; 9) граждане государства; 10) любители кино; 11) австралийцы; 12) поклонники творчества певца; 13) вкладчики банка; 14) петербуржцы
4. В приведённом списке указаны черты большой и малой социальной группы и отличия большой социальной группы от малой. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.
1) обязательные личные контакты между членами группы
2) наличие у людей сходных социальных признаков
3) наличие социальных норм, регулирующих деятельность группы
4) количество членов группы
Черты сходства: 2, 3
Черты различия: 1, 4
1) обязательные личные контакты между членами группы
2) наличие у людей сходных социальных признаков
3) наличие социальных норм, регулирующих деятельность группы
4) количество членов группы
Черты сходства: 2, 3
Черты различия: 1, 4
5. В данном ряду примеров все, за исключением одного, относятся к формальным группам. Найди и подчеркни пример, выпадающий из ряда.
Группа друзей; коллектив работников фирмы; семья; граждане страны; команда России по футболу
Ответ: Группа друзей
Группа друзей; коллектив работников фирмы; семья; граждане страны; команда России по футболу
Ответ: Группа друзей
6. Объясни смысл понятий.
Иерархия - пирамида должностей
Страта - слои населения.
Заполни пропуски в схеме.
Иерархия - пирамида должностей
Страта - слои населения.
Заполни пропуски в схеме.
7. Запиши определение понятия.
Социальная мобильность- изменение положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.
Заполни пропуски в схеме.
Чем различаются виды социальной мобильности?
Вертикальная мобильность рассматривает развитие человека, например, повышение по службе. Горизонтальная мобильность характеризует, как перемещение человека из одной местности в другую.
Укажи основные социальные лифты и приведи пример действия каждого из них. Заполни таблицу.
Социальная мобильность- изменение положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.
Заполни пропуски в схеме.
Чем различаются виды социальной мобильности?
Вертикальная мобильность рассматривает развитие человека, например, повышение по службе. Горизонтальная мобильность характеризует, как перемещение человека из одной местности в другую.
Укажи основные социальные лифты и приведи пример действия каждого из них. Заполни таблицу.
8. Что такое социальное неравенство?
Это положение вещей или людей в обществе, когда их члены имеют неравный доступ к социальным благам.
Объясни, почему социальное неравенство является естественным состоянием общества.
Это сложилось ещё с древних времен. Если все будут равны, то не будет конкуренции, а соответственно экономика страны пойдет на спад.
Это положение вещей или людей в обществе, когда их члены имеют неравный доступ к социальным благам.
Объясни, почему социальное неравенство является естественным состоянием общества.
Это сложилось ещё с древних времен. Если все будут равны, то не будет конкуренции, а соответственно экономика страны пойдет на спад.
9. Прочитай текст и выполни задания.
Тебе, наверное, приходилось быть свидетелем, а возможно, и участником конфликтов учеников и учителя. Учёные выделяют следующие типы педагогических конфликтов:
1) ситуации (или конфликты) деятельности, ваозникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
2) ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе;
3) ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Разрешение таких конфликтов, как правило, очень тяжелый процесс. Это объясняется тем, что:
- участники конфликта по-разному понимают события и их причины (конфликт глазами учителя и глазами ученика видится по-разному);
- участники конфликта имеют различный статус (учитель- ученик), что определяет модель их поведения в конфликте, а также разный возраст и жизненный опыт;
- конфликт, как правило, разворачивается в присутствии других учеников, что превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
- учитель несёт профессиональную ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации, причём очевидно, что любая ошибка участников при разрешении конфликта порождает новые конфликтыне ситуации.
1) Объясни, как различие статусов ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте.
Очевидно, что в конфликте учитель имеет больше прав слова, чем ученик, но не стоит забывать об уважении друг друга, не нужно оскорблений.
2) Как различие возрастов и жизненного опыта ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте?
Учитель поспокойнее реагирует на выпады ученика и пытается показать, в чем он неправ.
3) Почему развёртывание конфликта на глазах у других учащихся, учителей школы только усиливает конфликт?
Назревает "революционное" настроение.
4) Изложи, в чём, по-твоему, проявляется воспитательный смысл конфликта:
а) для учащегося
б)для учителя
в) для свидетелей конфликта
5) Составь несколько советов по скорейшему разрешению конфликта:
а) для учащегося
б) для учителя
в) для свидетелей конфликта: Можно вмешаться и попробовать помочь решить конфликт мирным путём.
Тебе, наверное, приходилось быть свидетелем, а возможно, и участником конфликтов учеников и учителя. Учёные выделяют следующие типы педагогических конфликтов:
1) ситуации (или конфликты) деятельности, ваозникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
2) ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе;
3) ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Разрешение таких конфликтов, как правило, очень тяжелый процесс. Это объясняется тем, что:
- участники конфликта по-разному понимают события и их причины (конфликт глазами учителя и глазами ученика видится по-разному);
- участники конфликта имеют различный статус (учитель- ученик), что определяет модель их поведения в конфликте, а также разный возраст и жизненный опыт;
- конфликт, как правило, разворачивается в присутствии других учеников, что превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
- учитель несёт профессиональную ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации, причём очевидно, что любая ошибка участников при разрешении конфликта порождает новые конфликтыне ситуации.
1) Объясни, как различие статусов ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте.
Очевидно, что в конфликте учитель имеет больше прав слова, чем ученик, но не стоит забывать об уважении друг друга, не нужно оскорблений.
2) Как различие возрастов и жизненного опыта ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте?
Учитель поспокойнее реагирует на выпады ученика и пытается показать, в чем он неправ.
3) Почему развёртывание конфликта на глазах у других учащихся, учителей школы только усиливает конфликт?
Назревает "революционное" настроение.
4) Изложи, в чём, по-твоему, проявляется воспитательный смысл конфликта:
а) для учащегося
б)для учителя
в) для свидетелей конфликта
5) Составь несколько советов по скорейшему разрешению конфликта:
а) для учащегося
б) для учителя
в) для свидетелей конфликта: Можно вмешаться и попробовать помочь решить конфликт мирным путём.
ЗАДАНИЯ К ИТОГОВОМУ УРОКУ ПО ГЛАВЕ «СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ» - стр. 41-46§ 14. Социальные статусы и роли - стр. 51-54
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: