§ 9. Моральный выбор – это ответственность - cтраницы 29, 30, 31
Моральный выбор - когда человек не только внутренне выбирает своё моральное отношение, но и действует в соответствии со своим выбором.
Объясни с нравственной точки зрения поступки каждой из девушек.
Вика поступила правильно, что предложила Наташе не менять планов, та очень хотела отдохнуть и планировала отпуск заранее.
Наташа не виновата в том, что Вика заболела и заслужила отдых. Без подруги, конечно, будет скучнее, но билеты уже куплены.
Какой совет можно дать каждой из подруг?
Вике надо быть аккуратнее перед поездкой, а лучше не покупать билеты так задолго.
3. Прочитай текст и выполни задания.
Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в детском и юном возрасте, это выбор между "можно" и "нельзя". Нарушение запрета, отказ от "нельзя" может привести к изменению судьбы, серьёзнро повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принципу "всё дозволено", в конце концов вступает в противоречие с устоявшимися основами жизни и становится или антисоциальным типом, или глубоко несчастным. Но с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его конформистом. Ещё более сложной проблемой является столкновение внутреннего "хочу" и внешнего "надо"...
В зависимости от того, с какой лёгкостью мы выбираем между "хочу" и "надо", можно судить о силе воли и степени внутренней свободы или несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение - отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг - внутренне принуждение, также делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности - свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а, напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности. (Т.В.Мишаткина, современный ученый)
1) Озаглавь текст.
Желания и обязанности.
2) Автор называет выбор между "можно" и "нельзя" одним из самых "острых и коварных". Почему?
Потому что это полные противоположности действия, но с таким выбором мы сталкиваемся каждый день.
3) Автор характеризует три степени внутренней свободы (несвободы). Назови их и приведи по одному примеру, иллюстрирующему каждую из них.
а) отсутствие свободы.
Когда человек получает паспорт, гражданство.
б) внутреннее принуждение.
Когда человек идет в институт.
в) свободный выбор.
Когда человек едет в парк аттракционов.
4. Ответь на вопросы, связанные с понятиями "свобода" и "ответственность".
1) Как ты думаешь, что такое "свобода"?
Свобода- это когда позволено всё и перед тобой открыт весь мир.
2) Изменяются ли с возрастом границы свободы человека? Почему?
Да, когда человек становится старше у него появляется больше прав и свободы.
3) В чём проявляется ответственность человека
а) перед самим собой: ты ответственный перед последствиями, которые повлияют только на тебя, перед своей совестью.
б) перед семьёй: за последствия, которые повлияют на твою семью.
в) перед обществом: ответственность за взаимопонимание и спокойствие общества, в котором ты живёшь.
5. В апреле 1986г. на Чернобыльской АЭС произошла страшная катастрофа. Многих трагических последствий можно было бы избежать, если бы власти вовремя проинформировали население и провели его эвакуацию. Вместо этого люди подвергались дополнительной опасности, принимая в условиях повышенного радиационного фона участия в торжественных первомайских демонстрациях.
Прокомментируй этот факт, используя понятия "долг", "совесть", "ответственность".
Долг правительства - предупредить людей. Только они знали об опасности и были за это ответственны. Вероятно, у них не было совести.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: