1.Установи соответствие понятий и определений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Понятия:
А) Долг
Б) Совесть
В) Честь

Определения:
1) Способность личности к моральному самоконтролю
2) ососзнание человеком своего значения и признание этого значения обществом
3) совокупность объективно необходимых обязанностей человека

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А-3
Б-1
В-2
2. Раскрой смысл понятий.

Общественный долг- это все объективные обязанности которые человек должен выполнять в жизни.

Ответственность-
объективная необходимость выполнять обязанности.
3. Во время блокады Ленинграда учёные Всесоюзного института растенияводства сберегли уникальную коллекцию семян. Сотрудники института и их близкие умирали от голода, а рядом были коробки с пшеницей, гречихой, фасолью и рисом. Но учёные не съели ни одного зёрнышка. Бесценная коллекция была сохранена.
Оцени поступок учёных, используя нравственные категории "общественный долг", "моральный долг" и "совесть".

Учёные выполняли общественный долг, чтобы люди через века смогли увидеть эту бесценную коллекцию. У них была совесть и они стерпели голод. Совесть не позволяла им съесть эти семена.
4. Как соотносятся понятия "долг" и "совесть"?

Долг- объективные обязанности. Совесть- осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль. Если у человека есть совесть, то конечно, он будет исполнять свой долг.
5. Человек, выпив немного алкоголя, садится за руль автомобиля. Законы некоторых государств допускают такое поведение. Оцени поведение такого человека, используя категории "долг" и "совесть".

Если бы у человека была совесть, то он не сел бы за руль в нетрезвом состоянии. Долг любого человека - не наносить вред другим. А не трезвый водитель может принести много вреда окружающим.
6. Объясни смысл высказываний.

1) "Долг- это уважение к праву другого" (И. Кант)

Долг любого человека - уважать права других. Тогда будут уважать и твои права. Нельзя нарушать права других людей.

2) "Совесть - это память общества, усвоенная отдельным лицом" (Л.Н.Толстой)

Совесть - это набор качеств, рамок, установок, которые обязан знать и соблюдать каждый человек. Вот и получается набор, собранный из памяти общества и олицетворённый в каждом человеке.

3) "Будь хозяином своей воли и слугой своей совести" ( М. Эбнер-Эшенбах (1830-1916), австрийская писательница)

Если быть хозяином своей воли, то все действия будут зависеть только от тебя самого. А если быть слугой своей совести, то все будешь делать так, как подсказывает совесть.
7. Прочитай размышления Д.С.Лихачёва и выполни задания.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть "Грызёт". Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком приувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею ввиду то, что называется "честью мундира". У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но "честь мундира" остаётся тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце.
"Честь мундира" заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятниками общества ("наша стройка важнее") и т.д. Примеров подобного отстаивания "чести мундира" можно привести много.
Честь истинная - всегда в соответствии с совестью. Честь ложная - мираж в пустыне, в нравственной пустыни человеческой (вернее, "чиновничьей") души.

1) Составь план текста.

1.Совесть
2.Долг
3.Честь мундира
4.Честь истинная

2) Какие характеристики совести привёл автор? Подчеркни соответствующие фразы текста.

Рабочая тетрадь по обществознанию Котова Лискова 8 класс - § 8. Долг и совесть - 1



3) В чём отличие истинной чести от ложных представлений о чести?

Честь истинная - всегда в соответствии с совестью. Честь ложная - мираж в пустыне, в нравственной пустыни человеческой души.

4) Найди и выдели в тексте пояснения мысли автора о том, что ложные представления о чести причиняют ущерб обществу. Приведи одно-два своих пояснения.

Ложные представления о чести наносят ущерб обществу, потому что человек думает, что у него присутствует честь, а его поступки наносят ущерб обществу.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: