1. Объясни смысл понятия.

Мораль - это особые духовные правила, регулирующие поведение человека в обществе.
2. Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей - ни плохих, ни хороших. Философ ответил: "Плохих - за то, что творят зло, хороших - за то, что позволяют им это делать". Оцени ответ Диогена с позиций морали.

Плохие люди действительно творят зло, а хорошие люди могут просто не позволять им это делать. И тогда плохих людей станет намного меньше, а хорошие действительно будут хорошими.
3. Заполни на основе текста учебника таблицу.


Рабочая тетрадь по обществознанию Котова Лискова 8 класс - § 7. Мораль - 1

4. Великому русскому писателю Л.Н. Толстому (1828 - 1910) принадлежит такое высказывание: "Разумное и нравственное всегда совпадают". Как ты понимаешь смысл этого высказывания?

Если человек подумает и совершит разумное действие, то оно совпадет и с нравственным понятием.

Приведи примеры, иллюстрирующие это высказывание.

Иван хотел обозвать одноклассника, но подумав, он решил этого не делать - нравственное совпало с моральным.

Можно ли было в данной фразе заменить слово "нравственный" словом "моральный"? Свой ответ поясни.

Да, моральный поступок тоже обдуман, а значит - разумный.
5. Назови несколько наиболее ценных с точки зрения морали качеств человека. В чём ценность каждого из них?

Воспитанный, вежливый, честный, добрый. Воспитанный и вежливый человек никогда не будет грубить, а значит не будет нарушать духовные правила.
6. Василий С. хорошо разбирается в современных информационных технологиях. Он получил доступ к банковскому счёту одной фирмы, уклоняющейся от уплаты налогов. Василий регулярно перечисляет со счёта фирмы деньги на счёт дома инвалидов локальных войн. Дай моральную оценку поступка Василия.

С одной стороны, Василий хочет помочь инвалидам, но его действия являются незаконными, он фактически крадёт деньги и перечисляет их в дом инвалидов.

Предположи, совпадет ли моральная оценка с правовой оценкой действий Василия. Почему?

Его действия не являются моральными и законными.
7. Прочитай текст и выполни задания.

У добра есть свои "секреты" , о которых следует помнить. Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, ещё не есть реальное добро: это добро, так сказать, потенциальное. Не является в полной мере добром и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Однако эти утверждения далеко не бесспорны...
Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства её достижения. Даже самая благая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства. (Т.В. Мишаткина, современный учёный)

1. Какие два "секрета" добра раскрывает автор?


Добро есть единство побуждения и результата. Добрыми должны быть и цель и средства её достижения.

2. Проиллюстрируй примером мысль Т.В. Мишаткиной о том, что добрые побуждения могут не проявиться в действии.

Например, мальчик хотел помочь бабушке, но не сделал этого. У него были добрые побуждения, но они не проявились в действии.

3. Почему автор оценивает несовершённое действие как добро?

Несовершёное действие автор оценивает как потенциальное добро, потому что у человека есть благие побуждения, и возможно, они превратятся в добрые поступки.

4. Что, по мнению автора, отличает добро реальное от добра потенциального?

Реальное добро - это уже совершенное, а потенциальное- это добро ещё не совершенное, но оно заложено в благих побуждениях.

5. Приведи пример доброго поступка. Выдели в нём побуждение (мотив), цель, средства и результат.

Мальчик помог другу разобраться с задачей по математике.
Мотив- друг неоднократно помогал ему.
Цель - помочь другу.
Средства - время затраченное на объяснение.
Результат - друг понял задачу и получил хорошую оценку.



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: