§ 7. Мораль - cтраницы 23, 24, 25, 26
1. Объясни смысл понятия.
Мораль - это особые духовные правила, регулирующие поведение человека в обществе.
Мораль - это особые духовные правила, регулирующие поведение человека в обществе.
2. Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей - ни плохих, ни хороших. Философ ответил: "Плохих - за то, что творят зло, хороших - за то, что позволяют им это делать". Оцени ответ Диогена с позиций морали.
Плохие люди действительно творят зло, а хорошие люди могут просто не позволять им это делать. И тогда плохих людей станет намного меньше, а хорошие действительно будут хорошими.
Плохие люди действительно творят зло, а хорошие люди могут просто не позволять им это делать. И тогда плохих людей станет намного меньше, а хорошие действительно будут хорошими.
4. Великому русскому писателю Л.Н. Толстому (1828 - 1910) принадлежит такое высказывание: "Разумное и нравственное всегда совпадают". Как ты понимаешь смысл этого высказывания?
Если человек подумает и совершит разумное действие, то оно совпадет и с нравственным понятием.
Приведи примеры, иллюстрирующие это высказывание.
Иван хотел обозвать одноклассника, но подумав, он решил этого не делать - нравственное совпало с моральным.
Можно ли было в данной фразе заменить слово "нравственный" словом "моральный"? Свой ответ поясни.
Да, моральный поступок тоже обдуман, а значит - разумный.
Если человек подумает и совершит разумное действие, то оно совпадет и с нравственным понятием.
Приведи примеры, иллюстрирующие это высказывание.
Иван хотел обозвать одноклассника, но подумав, он решил этого не делать - нравственное совпало с моральным.
Можно ли было в данной фразе заменить слово "нравственный" словом "моральный"? Свой ответ поясни.
Да, моральный поступок тоже обдуман, а значит - разумный.
5. Назови несколько наиболее ценных с точки зрения морали качеств человека. В чём ценность каждого из них?
Воспитанный, вежливый, честный, добрый. Воспитанный и вежливый человек никогда не будет грубить, а значит не будет нарушать духовные правила.
Воспитанный, вежливый, честный, добрый. Воспитанный и вежливый человек никогда не будет грубить, а значит не будет нарушать духовные правила.
6. Василий С. хорошо разбирается в современных информационных технологиях. Он получил доступ к банковскому счёту одной фирмы, уклоняющейся от уплаты налогов. Василий регулярно перечисляет со счёта фирмы деньги на счёт дома инвалидов локальных войн. Дай моральную оценку поступка Василия.
С одной стороны, Василий хочет помочь инвалидам, но его действия являются незаконными, он фактически крадёт деньги и перечисляет их в дом инвалидов.
Предположи, совпадет ли моральная оценка с правовой оценкой действий Василия. Почему?
Его действия не являются моральными и законными.
С одной стороны, Василий хочет помочь инвалидам, но его действия являются незаконными, он фактически крадёт деньги и перечисляет их в дом инвалидов.
Предположи, совпадет ли моральная оценка с правовой оценкой действий Василия. Почему?
Его действия не являются моральными и законными.
7. Прочитай текст и выполни задания.
У добра есть свои "секреты" , о которых следует помнить. Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, ещё не есть реальное добро: это добро, так сказать, потенциальное. Не является в полной мере добром и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Однако эти утверждения далеко не бесспорны...
Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства её достижения. Даже самая благая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства. (Т.В. Мишаткина, современный учёный)
1. Какие два "секрета" добра раскрывает автор?
Добро есть единство побуждения и результата. Добрыми должны быть и цель и средства её достижения.
2. Проиллюстрируй примером мысль Т.В. Мишаткиной о том, что добрые побуждения могут не проявиться в действии.
Например, мальчик хотел помочь бабушке, но не сделал этого. У него были добрые побуждения, но они не проявились в действии.
3. Почему автор оценивает несовершённое действие как добро?
Несовершёное действие автор оценивает как потенциальное добро, потому что у человека есть благие побуждения, и возможно, они превратятся в добрые поступки.
4. Что, по мнению автора, отличает добро реальное от добра потенциального?
Реальное добро - это уже совершенное, а потенциальное- это добро ещё не совершенное, но оно заложено в благих побуждениях.
5. Приведи пример доброго поступка. Выдели в нём побуждение (мотив), цель, средства и результат.
Мальчик помог другу разобраться с задачей по математике.
Мотив- друг неоднократно помогал ему.
Цель - помочь другу.
Средства - время затраченное на объяснение.
Результат - друг понял задачу и получил хорошую оценку.
У добра есть свои "секреты" , о которых следует помнить. Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, ещё не есть реальное добро: это добро, так сказать, потенциальное. Не является в полной мере добром и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Однако эти утверждения далеко не бесспорны...
Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства её достижения. Даже самая благая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства. (Т.В. Мишаткина, современный учёный)
1. Какие два "секрета" добра раскрывает автор?
Добро есть единство побуждения и результата. Добрыми должны быть и цель и средства её достижения.
2. Проиллюстрируй примером мысль Т.В. Мишаткиной о том, что добрые побуждения могут не проявиться в действии.
Например, мальчик хотел помочь бабушке, но не сделал этого. У него были добрые побуждения, но они не проявились в действии.
3. Почему автор оценивает несовершённое действие как добро?
Несовершёное действие автор оценивает как потенциальное добро, потому что у человека есть благие побуждения, и возможно, они превратятся в добрые поступки.
4. Что, по мнению автора, отличает добро реальное от добра потенциального?
Реальное добро - это уже совершенное, а потенциальное- это добро ещё не совершенное, но оно заложено в благих побуждениях.
5. Приведи пример доброго поступка. Выдели в нём побуждение (мотив), цель, средства и результат.
Мальчик помог другу разобраться с задачей по математике.
Мотив- друг неоднократно помогал ему.
Цель - помочь другу.
Средства - время затраченное на объяснение.
Результат - друг понял задачу и получил хорошую оценку.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: