§ 64. Слово и его лексическое значение - cтраницы 149, 150, 151, 152, 153
326. Сравните два текста: первый - отрывок из рассказа писателя Б.Ямольского, второй - изложение ученика. Посчитайте количество слов в обоих описаниях. Какое из них ярче, богаче? В каком тексте автору удается передать свое отношение к этому удивительному чуду природы?
В первом тексте 26 слов, а во втором - 13 слов. В первом описании автора лучше передается настроние, Ямольский рисунок яркий образ, который появляется у тебя в голове при прочтении строк. Второй текст - сухой, точный, безэмоциональный.
В первом тексте 26 слов, а во втором - 13 слов. В первом описании автора лучше передается настроние, Ямольский рисунок яркий образ, который появляется у тебя в голове при прочтении строк. Второй текст - сухой, точный, безэмоциональный.
327. Озаглавьте текст. Какова его основная мысль?
Заголовок: "Столько, сколько звезд на небе...".
Основная мысль текста - слов в русском языке настолько много, что их никому не под силу полностью изучить.
328. Выберите из толкового словаря любые три слова: существительное, прилагательное, глагол. Расскажите по словарным статьям о каждом из этих слов. Составьте с ними предложения.
329. Что обозначают слова поземка, изморозь, пурга? Найдите в толковом словаре толкование (разъяснение) лексических значений этих слов. Что нового вы узнали об этих словах? Составьте с одним из них распространенное предложение.
Поземка - вьюга, во время которой дует низовой ветер.
Изморозь - похожий на иней осадок, образующийся в туманную морозную погоду на ветвях, деревьях, проводах и т.д. Окна в изморози.
Пурга - сильная снежная вьюга, метель, снежная буря.
Ночью была сильная пурга, и на утро весь наш дом был по крышу завален снегом.
330. Укажите лексическое значение выделенных сов. Какие однокоренные слова служат для связи первых двух предложений? В каких предложениях вы можете объяснить употребление запятых?
331. Разгадайте кроссворд, используя лексическое толкование слов. Запишите под цифрами отгаданные слова.
По горизонтали:
1. Плотная пленка на поверхности остывшего молока. 4. Совокупность предметов одной области применения. 5. Водное растение с красивыми крупными цветками, растущее в основном в странах бассейна Индийского океана.
По вертикали:
1. Длинная коробочка или футляр для хранения ручек, карандашей. 2. Сигнал тревоги в случае какого-либо бедствия (пожара, наводнения), подаваемый ударами колокола. 3. Надпись на почтовом конверте, которая указывает место назначения и получателя.
332. Составьте свой кроссворд на любую выбранную тему.
Задание выполните самостоятельно.
333. К чему призывает А.Титович в стихотворении "Слово"?
А.Титович в своем стихотворении "Слово" призывает нас к тому, чтобы изучать значения слов и правильно их использовать в речи. Красота и правильность речи говорят о грамотности и солидности человека.
334. Запишите объяснение лексического значения слов по образцам.
1. Оранжевый - желтый с красноватым оттенком, цвета апельсина. Лиловый - цвета сирени или фиалки, фиолетовый.
2. Ель - хвйное вечнозеленое дерево с кроной конусообразной формы. Сосна - хвойное дерево с длинными иглами и округлыми шишками.
335. Составьте словосочетания "прилагательное + существительное (х)" с прилагательными, помещенными в рамке, и существительными небо, глаза, море, цвет, незабудка. Какие слова не сочетаются друг с другом?
Голубое небо, голубые глаза, голубое море, голубой цвет, голубые незабудки. Лазурное небо, лазурное море, лазурный цвет. Бирюзовое море, бирюзовый цвет. Небесные глаза, небесный цвет.
Не сочетаются слова: небесное небо, небесное море, небесная незабудка, бирюзовая незабудка, бирюзовые глаза, лазурные глаза, лазурная незабудка.
336. Прочитайте. Какие советы по обогащеию дает речи М.Горький? Приведите толкование слова лексикон. Запишите, правильно расставляя знаки препинания, два высказывания (на выбор) в форме прямой речи. В одном случае слова автора должны стоять до прямой речи, а в другом - после нее.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: