Контрольные вопросы и задания.

1. Укажите различия в образовании гласных и согласных звуков; звонких - глухих согласных.

Гласные звуки состоят только из голоса. При произношении гласных звуков воздух проходит свободно, поэтому получается протяжный звонкий звук.

Во время произношения согласных звуков воздух во рту встречает препятствия в виде языка, нёба, губ. Поэтому согласные звуки невозможно тянуть. Глухие согласные состоят из шума, а звонкие - из шума и голоса.

2. В чем особенность сонорных звуков?

Сонорные звуки не имеют парных звуков, при произношении шум преодолевается голосом.

3. Для чего нужно знать алфавит?

Алфавит изучается для того, чтобы научиться читать и писать. Во взрослой жизни алфавит может помочь разбираться в энциклопедиях, что-то быстро найти в справочниках и картотеках, расставить список в алфавитном порядке и мн.др.

4. Приведите примеры чередований ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных.

Утихать - тихо; кол - гол; угол - уголь.

5. Какие орфограммы встретились вам в этом разделе?

В сочетаниях ч, щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется. Есть случаи, когда мягкий знак между согласными для обозначения мягкости не пишется. О правописании таких слов надо справляться в орфографическом словаре. Мостик (без ь), гвозди (без ь), пончик (без ь). Буквы е, е тоже могут обозначать сочетания двух звуков - [й] и гласного.

321. Запишите текст как диалог, вставляя проущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. А какие еще звуки они могут обозначать? Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки.


Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - Повторение - 1


322. Диктант. Подчеркните существительные с непроверяемыми безударными гласными. Составьте восклицательные предложения со словами, помещенными в рамке.


Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - Повторение - 2


323. Есть картины, герои которых - различные вещи, фрукты, овощи, цветы и т.д. Такие картины называют натюрмортами.


Рассмотрите картину Ф.Толстого "Цветы, фрукты, птица". Какие предметы изобразит художник? Обратите внимание на то, как художник расположил их на картине, какие краси использовал.

Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь. Постарайтесь раскрыть этот замысел художника в своем устном описании картины.

Сочинение по картине Ф.Толстого "Цветы, фрукты, птица".

При первом взгляде на картину Ф.Толстого "Цветы, фрукты, птица" в глаза бросается теплый желто-оранжевый цвет, который на ней преобладает. Этот цвет погружает зрителя в атмосферу уюта, тепла, вкуса.

Все элементы картины изображены почти на одной линии, что, на мой взгляд, говорит о их равнозначной важности. Мы видим прозрачную стеклянную вазу с чистой водой, в которой стоят нежные цветы. Их цвета: розовый, белый и ярко-красный привлекают насекомых, даже когда цветы уже срезаны. Вокруг вазы лежат фрукты, яблоки, веточка красной смородины и кисть винограда. Смородина почти дозрела, ее красные ягодки налиты соком. Яблоки такие зрелые, наливные - они вызывают желание насладиться их вкусом. А на веточке винограда сидит птица. Она маленькая, с синей головкой и черненьким тельцем, что-то высматривает в яблоке, возможно, там спрятался червь. Вокруг стола летает бабочка и стрекоза. Они создают легкость и воздушность изображения.

В целом, на картине изображены довольно простые предметы и животные, которые окружают нас каждый день. Но художник изобразил их так гармонично, так живо, что понимаешь, прекрасное - оно рядом.

324. В каких словах песенки допустил ошибки Винни-пух - персонаж сказки А.Милна? Как нужно правильно сказать?


Правильно нужно сказать: я смогу победить, я хочу победить, я сумею победить, я попытаюсь победить.

325. Подготовьтесь к диктанту из слов, трудных по написанию и произношению.

Задание выполняется самостоятельно.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: