§ 65. Однозначные и многозначные слова - cтраницы 153, 154, 155, 156, 157

337. Найдите в словаре 2-3 сногозначных слова. Составьте с ними словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком лексическом значении употреблено слово.

Лук - 1) огородное растение со съедобной луковицей и съедобными трубчатыми листьями; 2) старинное оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой.

Ручка - 1) часть предмета, за которую его держат или берут рукой, рукоятка. 2) письменная принадлежность; 3) уменьшительное от "рука".

338. Какие из данных слов однозначные, а какие - многозначные? В случае затруднений обращайтесь к словарю в учебнике.


Однозначные слова: айсберг, изморозь, ретивый, шарада, кроссворд.
Многозначные слова: свирепый, земля, коралловый.

339. Прочитайте словосочетания. В каких выделенных многозначных словах общим в лексических значениях является: 1) форма предмета; 2) характер действия?


Форма предмета: Шляпка гриба; соломенная шляпка. Гребень горы; гребень петуха.
Характер действия: Варить сталь; варить обед. Барабанить в барабан; барабанить в дверь.

340. О каком полотне говорится в отрывке и стихотворения "Дорожная" С.Васильева? Какое еще бывает полотно? Что общего в значениях этого слова? Составьте и запишите словосочетания или предложения со словом полотно в разных значениях.


Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 65. Однозначные и многозначные слова <br> - 1


341. Определите лексические значения слова свежий.


Свежая газета - новая; свежий фильм - новый; свежие обои - новые; свежее белье - чистое; свежее молоко - доброкачественное; свежие розы - только срезанные; свежее утро - прохладное; свежий ветер - прохладный.

342. Выпишите слово хвост вместе с теми словами, которые помогают понять разные значения этого слова, например, хвост поезда; хвост лошади. Что общего в лексических значениях указанного слова?


Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 65. Однозначные и многозначные слова <br> - 2


343. Прочитайте стихотворение А.Шибаева "Идет - о том и речь идет". Какое многозначное слово обыгрывает поэт?


Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 65. Однозначные и многозначные слова <br> - 3



Поэт обыгрывает многозначное слово "идет".

344. Прочитайте вдумчиво стихотворение Л.Мартынова "След". Как обыгрывается ключевое слово этого стихотворения? В каких двух значениях употребляется слово след? Выпишите развернутые словосочетания со словом след так, чтобы были ясны лексические значения этого слова.


Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 65. Однозначные и многозначные слова <br> - 4



Ключевое слово обыгрывается с помощью сравнения. Слово "след" употребляется в значеиях "отпечаток на поверхности" и "память о себе".
Следы обуви на паркете, незримый прочный след в чужой душе на много лет.

345. Сочинение-рассуждение. Как бы вы ответили поэту на поставленный впорос: "Какой ты след оставишь?" Если никогда раньше не задумывались об этом - задумайтесь и напишите. Пусть для вас вопрос прозвучит так: "Какой бы я хотел оставить след на земле?"


Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 65. Однозначные и многозначные слова <br> - 5


346. Мальчик прочитал предложения и сделал к ним смешные рисунки. Какие многозначные слова он обыграл?


Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 65. Однозначные и многозначные слова <br> - 6



Мальчик обыграл многознычные слова: школа, нос, стол.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: