§ 49. Диалог - cтраницы 116, 117, 118, 119
251. Разделитесь на три команды. Ученики из двух команд по очереди читают каждую реплику из чтихотворения Н. Найденовой с заданной интонацией. Ученики третьей команды внимательно слушают и оценивают точность и выразительность интонации и таким образом определяют команду-победителя.
Задание выполняется самостоятельно.
Задание выполняется самостоятельно.
252. Прочитайте отрывок из повести В. Короленко "Слепой музыкант". Определите, сколько человек участвует в диалоге. Определите знаки препинания при диалоге.
В диалоге из отрывка повести СЛепой музыкант" В. Короленко участвует два человека: девочка и слепой мальчик.
При оформлении диалога на письме используются тире в начале реплики. Каждая новая реплика участников диалога оформляется с новой строки. Если после реплики идут слова автора, то ставится тире перед словами автора.
253. Вставьте подходящие по смыслу слова, избегая повторения глагола сказал, затем перепишите. Объясните, какую роль выполянет первое и второе тире в каждом предложении. Укажите предложение с обращением.
- Здравствуй, Ваня (обращение)! Куда ты идешь? - спросила Катя.
- К Пете. Он заболел, - сказал Ваня.
- А что с ним случилось? - удивилась Катя.
- Катался с горки, неудачно упал и сломал руку, - ответил Ваня.
- Ты к нему надолго? - поинтересовалась Катя.
- На весь вечер, - пояснил Ваня.
Первое тире в каждом предложении выделяет реплику в диалоге. Второе тире отделяет прямую речь от слов автора.
254. Можно ли этот ряд предложений назвать текстом? Докажите свое мнение. Переставьте предложения так, чтобы можно было понять разговор детей. Запишите его в форме диалога.
- Что это? - спросил вдруг Костя, приподняв голову.
Павел прислушался.
- Это куличики летят, посвистывают.
- Куда же они летят?
- А туда, где, говорят, зимы не бывает, - объяснил Павел.
- А разве есть такая земля?
- Есть.
- Далеко?
- Далеко, далеко, за теплыми морями. (И.Тургенев)
Изначально, набор реплик нельзя назвать текстом, потому что в них отсутствует логическая связь и смысловая нагрузка.
255. Вы решили навестить заболевшую одноклассницу. Когда вы вошли в ее комнату, то увидели ... Включите в ваш рассказ диалог. Придумайте всем участникам диалога имена. Вы тоже можете поучаствовать в нем.
Однажды мы решили навестить нашу заболевшую одноклассницу.
Мы пришли к ней домой, дверь нам открыла ее мама и проводила к Маше в комнату. Когда мы вошли, то увидели, что Маша сидит с вытянутыми ногами на диване, а ее левая нога загипсована до колена.
- Привет! - сказали мы с Мишей.
- О, ребята, привет! - с радостью ответила Маша. Она очень скучала по своим друзьям и школе.
- Ну как ты тут? Поправляешься? - спросила я.
- По-тихоньку, - вздохнула Маша, - пока ходить не разрешают, нужно, чтобы кости срослись. Но уже не болит. А как у вас дела? Как в школе?
- У нас хорошо! На следующей недели у нас соревнования будут по волейболу, ты уж за нас кулачки держи. - поделился Миша.
- Обязательно! Я за всех вас буду сильно болеть! - улыбнула Маша.
Друзья посмотрели друг на друга и рассмеялись.
256. Продолжите и запишите телефонный разговор, употребляя вежливую форму обращения. Используйте (по возможности) слова, данные в рамке на с.118.
- Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Арсения.
- Здравствуйте! А кто его спрашивает?
- Это его одноклассник Коля.
- Но Арсений пока не может подойти к телефону.
- Тогда передайте, пожалуйста, что завтра у нас контрольная по математике, нужно подготовиться.
- Хорошо, обязательно передам.
- Спасибо. До свидания!
- До свидания!Сохраните или поделитесь с одноклассниками: