245. Прочитайте предложение с прямой речью. Между словами автора и прямой речью делайте четкую паузу, прямую речь выделите голосом, учитывая вид предложения. Какое место занимают слова автора по отношению к прямой речи? Какие знаки препинания ставятся для выделения прямой речи? Составьте схемы предложений.

1. И сказала скалка. "Мне Фёдору жалко". А: "П".
2. И заплакали блюдца: "Не лучше ль вернуться?". А: П?".
3. И зарыдала корыто: "Увы, я разбито, разбито!". А: "П!".
4. И чайник шепнул утюгу: "Я дальше идти не могу". А: "П"

Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие, прямая речь выделяется кавычками с двух сторон, первое слово прямой речи пишется с большой буквы.

246. Прочитайте предложения. Укажите знаки препинания, которые служат для выделения прямой речи, стоящей перед словами автора. Выпишите предложения с обращением.

1. "А ты что, кумушка, в дорогу?" - ей с возу Курица кричит.
3. "Стой, братцы, стой!" - кричит Мартышка.
4. "Ах ты, обжора! Ах, злодеи!" - тут Ваську Повар укоряет.
5. "Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?" - говорит ей муравей.
7 "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" - ей Мишка отвечал.
9. "Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?" - Лисицу спрашивал сурок.


Если прямая речь стоит перед словами атора, то она выделяется кавычками, а перед словами автора ставится тире. Если прямая речь содержит восклицания или вопросы, то вопросительный и восклицательный знаки ставятся в конце прямой речи, до закрытия кавычек и тире.


247. К словам автора допишите прямую речь. Составьте схему второго и четвертого предложений.

1. Отец серьезно спросил: "За что тебе поставили двойку?". 2. Мальчик воскликнул: "Каникулы!". 3. Экскурсовод сообщил: "Сейчас будет остановка, где вы сможете подкрепиться". 4. "Я не дам тебе списать", - возразил Александр. 5. "Почему ты не в школьной форме?" - удивилась девочка. 6. Учитель физкультуры скомандовал: "На первый-второй расчитайся".

Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 48. Прямая речь - 2


248. Поменяйте местами слова автора и прямую речь. Измените, где это необходимо, порядок слов в словах автора. Подчеркните глаголы, вводящие прямую речь. Укажите обращение.


1. "Проводи нас, дедушка (обр.)", - мы попросили лесника. (Предложения с прямой речью, слова автора стоят после прямой речи). 2. "Ступайте, ребята (обр.), за мной!" - пригласил он. 3. Ребята ответили: "Мы готовы, Иван Ильич (обр.)". 4. Лесник предложил нам: "Ешьте, ребята (обр.), яблоки". 5. Дети поблагодарили: "Спасибо, дедушка (обр.), большое". 6. Лесник сказал: "Возьмите яблоки с собой в дорогу". 7. Нам вслед неслось: "Счастливого пути, приходите еще".

249. Перепишите отрывки из русской народной сказки, расставляя знаки препинания. Замените маленькие буквы большими, где это необходимо.

1) "Здравствуй, сестрица. Что ты кушаешь?"- спрашивает волк. 2) "Рыбу", - отвечает лисица. 3) "Дай мне, лисичка, хоть одну", - просит серый. 4) А рыженькая учит: "Ты братец ступай на рекуи опусти хвост в прорубь". 5) Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь. Сидит и приговаривает: "Ловись, рыбка, и маленькая, и большая". 6) "Так-то лиса учила меня рыбу ловить", - говорит волк. 7) "Эх, братец, у тебя хвоста нет, а у меня голова разбита", - жалуется лиса.

250. Если вы вежливы, то, обращаясь к старшему или незнакомому человеку с вопросом или за объяснением, вы будете пользоваться словами прошу вас или скажите, пожалуйста; разрешите спросить; будьте любезны; будьте добры сказать. Составьте устно и запишите три предложения с прямой речью, употребляя эти слова.


"Разрешите спросить, где находится билетная касса?" - спросил я у прохожего.
Ко мне подошел мальчик и спросил: "Скажите, пожалуйста, а сколько время?"
"Будьте любезны, помогите мне поднять сумку" - попросила девушка попутчика.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: