Контрольные вопросы и задания.

1. Что изучается в синтаксисе.

В синтаксисе изучаются предложения и словосочетания, как они строятся, из чего состоят, какие виды связи бывают, какие типы.

2. Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?

Грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое.

3. Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?

Второстепенные члены: дополнение, обстоятельство, определение.

4. На какие группы делятся предложения по:
- наличию глвных и второстепенных членов;
- цели высказывания;
- интонации?

По наличию главных и второстепенных членов предложения распространенные и нераспространенные. По цели высказывания различают повествовательные, вопросительные и победительные предложения. По интонации: восклицательные и невосклицательные.

5. Для чего нужна пунктуация?

Пунктуация помогает нам правильно читать и понимать смысл предложений, ведь без запятых, точек, тире, и так далее, мы бы просто были не в состоянии верно понимать прочитанное.

6. Какие пунктуационные правила вы изучили в этом разделе?

Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях и однородными членами. После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие. Обращение на письме выделяется запятыми. Запятые между простыми предложенями в составе сложного. Знаки при прямой речи в предложениях. Знаки препинания в диалогах.

257. Диктант. Объясните все известные вам случаи постановки знаков препинания. Найдите во втором абзаце текста гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые). Объясните название текста.


Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - Повторение - 1



Хлеб, масло, яйца - запятые между однородными дополнениями, т.к. между ними нет союза "и".
Когда девочки уже закончили обед, - запятая между простыми предложениями в составе сложного.
- Зачем ты берешь с собой мусор? - тире перед репликой в диалоге.
- Зачем ты берешь с собой мусор? - (тире отделяет прямую речь от слов автора)

Название текста отражает основную мысль, что нельзя мусорить на природе, что каждое живое существо должно вести себя культурно.

258. Составьте предложения по схемам.


1) Солнце светит.
2) мама варила кашу.
3) На улице гремел раскатистый гром.
4) Маша поливала огород и полисадник.
5) Щебечущие воробьи вспорхнули и улетели в лес.

259. Составьте предложения по схемам.


1. Наступила поздняя вечна, и ласточки вернулись в нашу деревню.
2. "Ты сегодня хорошо поработал", - сказал папа.
3. Доченька, ты выиграла!

260. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.


1. Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает до конца. (повеств., невосклиц., поэтому в конце стоит знак завершения - точка) 2. Со слухам я знал его "Сказку о царе Салтане", "Полтавский бой", из "Полтавы", "Сон Татьяны" из "Евгения Онегина".(повеств., невосклиц., поэтому в конце стоит знак завершения - точка) 3. "Капитанская дочка" явилась для меня первой жизни самостоятельно прочитанной книгой.(повеств., невосклиц., поэтому в конце стоит знак завершения - точка) 4. С того вечера я стал читателем книг его, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину.(повеств., невосклиц., поэтому в конце стоит знак завершения - точка) 5. Пушкин - певец свободы, великий патриот и провозвестник светлого будущего своего народа. (По А.Твардовскому)

261. Сжатое изложение. Прочитайте продолжение текста упр.24.


Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - Повторение - 3



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: