§ 33. Сказуемое - cтраницы 77, 78, 79
163. Спишите, вставляя подходящие по смыслу подлежащее или сказуемое. Подчеркните главные члены предложения.
Внизу (наречие) под ногами шуршат сухие листья. По дорожке (предлог + сущест., 1 скл., д. п.) справа (наречие) и слева (наречие) от меня прыгают воробьи. Что делают воробьи? Они клюют корм. Кот Васька лежит около забора. Он охотиться на птиц. Одна птичка подлетела к нему (предлог + местоимение) совсем близко. Васька набросился. Птицы разлетелись.
*Васька - существительное, одуш., имя собственное, м. р., ед. ч., им. п.
Внизу (наречие) под ногами шуршат сухие листья. По дорожке (предлог + сущест., 1 скл., д. п.) справа (наречие) и слева (наречие) от меня прыгают воробьи. Что делают воробьи? Они клюют корм. Кот Васька лежит около забора. Он охотиться на птиц. Одна птичка подлетела к нему (предлог + местоимение) совсем близко. Васька набросился. Птицы разлетелись.
*Васька - существительное, одуш., имя собственное, м. р., ед. ч., им. п.
164. Найдите подлежащие и от них задайте к выделенным сказуемым вопросы: Что такое? (Кто такой?) какой? каков? Укажите, чем выражено сказуемое. Прочитайте, делая необходим паузы перед сказуемыми. Сделайте обобщение, чем же может быть выражено сказуемое.
Вывод: сказуемое может быть выражено существительным, прилагательным и глаголом.
165. Представьте себе, что вы видите море. Опишите его с помощью глаголов-сказуемых, если вы увидели его: 1) только что из-за поворота дороги; 2) при ярком солнце; 3) в лунную ночь; 4) во время бури, шторма. Запишите составленные предложения. Подчеркните в них грамматические основы.
Мы(подл.) ехали(сказ.) на поезде, и только что из-за поворота дороги показалось(сказ.) море(подл.). Оно(подл.) тянется(сказ.) до самого горизонта. Вода(подл.) в море искрится(сказ.) и бликует(сказ.) на солнце, переливается(сказ.) всеми оттенками синего цвета. Море(подл.) было спокойным (сост.сказ.), только небольшие волны(подл.) периодически накатываются(сказ.) на берег.
166. Составьте 5 предложений на тему " Поздней осенью в лесу (поля, степи, горах)", в которых сказуемыми были бы имена прилагательные, например: Ненастная, серая, свеж, голы, тих, мрачен.
Поздней осенью почти всегда ненастная погода. Дни серые и тусклые. Воздух по утрам холоден и свеж. Лиственные деревья осенью голы. Лес тих и мрачен.
167. Прочитайте отрывок из поэмы А. Пушкина "Полтава", в котором описывается начало битвы Царя Петра 1 со шведами. От выделенных подлежащих поставьте вопрос какого? (каковы?) к сказуемым, которые выражены краткими прилагательными. Подчеркните подлежащие и сказуемые.
168. Подготовьтесь к изложению ( см. памятку на с. 169 ). Озаглавьте его. В любых 2-3 предложениях написанного вами текста подчеркните главные члены.
Изложение "Необычная дружба".
На одном курорте люди заметили необычную дружбу между жаворонком и золотыми рыбками из бассейна.
Однажды кто-то увидел, как к бассейну прилетел жаворонок. В клюве он держал большого червяка. На вид червяка из бассейна высунула голову одна из холотых рыбок. Но жаворонок не испугался. Он сунул червяка в рот рыбке и улетел.
С этого дня жаворонок прилетал к бассейну по нескольку раз в день и приносил червяков. А рыбки привыкли к птице и выплывали на поверхность совершенно без страха.
Ученые говорили, что скорее всего жаворонок потерял своих птенцов, позможно, они погибли. Но инстинкт заставил птицу подкармливать рыб, потому что их открытые рты похожи на открытые клюквы птенцов.
§ 32. Главные члены предложения. Подлежащее - стр. 75-76§ 34. Тире между подлежащим и сказуемым - стр. 79-80
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: