102. Сравните два текста. В каком из них наиболее ярко описан сад в конце лета? Чем это достигается? На какие вопросы отвечают выделенные прилагательные?

Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 21. Имя прилагательное - 1


Наиболее ярко описан сад в конце лета во втором тексте. Прилагательные позволяют более красочно описать предметы.
Выделенные прилагательные отвечают на вопросы: какие? каким?

103. Составьте небольшой текст, в котором с помощью имен прилагательных вы опишете осенние деревья, кустарники, цветы, травы и т. д. Подчеркните в тексте прилагательные волнистой чертой.

Осень - самая яркая и живописная пора.

Я очень люблю раннюю осень, когда на улице еще тепло, светит солнце, по природа уже меняет свой зеленый наряд на ярко-красные, желтые, багровые. Особенно мне нравится наслаждаться видом берез. Их листва словно превращается в золотые монетки, которые так ярко светят на солнце.

Но не только деревья радуют глаз осенью. В садах расцветают пушистые пестрые астры, которые вносят в золотисто-багровое великолепие осени новые цвета: фиолетовый, сиреневый, белый, красный, розовый.

Мне очень нравится ходить по осеннему парку, когда золотая листва и трава шуршат под ногами. Это создает ощущение спокойствия и мира.


104. Спишите, согласуя прилагательные с существительными. Какое вопросительное слово помогает определить безударные окончания имен прилагательных?

Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 21. Имя прилагательное - 2



105. Спишите. Обозначьте падеж выделенных существительных. Пользуйтесь вопросами, дописывая окончания прилагательных.

Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 21. Имя прилагательное - 3



106. Озаглавьте текст Ю.Нагибина. Определите его стиль. Спишите, обозначая падеж прилагательных. Подчеркните главные члены в первых двух предложениях.

Голос леса

Лес в полном смысле (2-ое скл.,п.п.) звенел. Я узнавал тонкий (какой? в.п.) острый (какой? в.п.) свист синиц, клацанье дроздов, тревожные (какие? в.п.) переклейки сорок.
Стройная (им.п.), изящная (им.п.) птичка сидела на верхушке (1-ое скл.,п.п.) молодой ели (3-е скл.,р.п.), на её светлом (каком? п.п.) вертикальном (каком? п.п.) побеге (2-ое скл., п.п.), и заливалась так самозабвенно, чтоб подпустила меня в платную. А когда, наконец, заметила меня, то перелетела на соседнюю (какую? в.п.) елочку, опять на самую маковку. Жаль, я не знал, что это за птичка.

Стиль текста - художественный.

107. Прочитайте первое четверостишие из стихотворения А.Пушкина "Зимняя дорога". Найдите однокоренные слова. Выпишите их со словами, к которым они относятся.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

Однкоренные слова: печальные поляны - льёт печально.


108. Составьте два предложения с любыми из выделенных однокоренных слов ( одно - с прилагательным, другое - с наречием ).

Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 21. Имя прилагательное - 4



109. Любите ли вы ходить в лес? Собирать грибы и ягоды? Посмотрите, как изобразил лето художник А. Пластов на картине "Летом" (см. репродукцию в конце учебника ). Что прежде всего привлекло ваше внимание? Рассмотрите картинку более внимательно. Опишите всех, кого нарисовал художник. Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? С помощью чего художник показал нам, что стоит солнечный, тихий день? Опишите (устно или письменно) картину. Используйте, если нужно, в своём сочинении слова, помещенные в рамке.

Сочинение по картине А. Пластова "Летом"

Картина А. Пластова "Летом" изображает двух грибников и собаку на привале.

В первую очередь в глаза бросаются краски, которыми художник передал яркий солнечный день. Видно, что путники остановились в тени берез, но на заднем плане видна озаренная солнечным светом поляна. Листья березы переливаются на солнце и ярко бликуют. Трава такая сочная, изумрудно-салатового цвета. Везде растут полевые цветы, которые создают веселое настроение своей пестротой синих, красных, желтых соцветий.

На переднем плане картины дремлет пес, дидно, что ему жарко, поэтому он спрятался в тени своей хозяйки и берез. Девочка в белом платье и яркой косынке держит на коленях чашу с прохладным напитком, я думаю, там квас из кувшина, который стоит чуть дальше. Девочка сорвала несколько веточек земляники и лакомиться, пока ее мама или бабушка дремлет позади.

Путники устали, перед ними стоят две большие корзины полные грибов. Наверное, они вышли из дома очень рано и успели собрать грибы до полуденного зноя. А теперь они ждут, когда спадет жара, чтобы вернуться домой.

110. Диктант (см. памятку на стр. 169). Обозначьте падеж имён существительных.

Пахать (пашет) землю (в.п.), на соседнем (на каком?) огороде (п.п.), участвовать (участие) в уборке (п.п.) урожая (р.п.), выезжает (езда) на комбайне (п.п.), в серьезной (разделит. ь) брошюре (п.п.) (слов.), раздаваться в вышине (п.п.) (жи-ши), соловьиную (разделит. ь) трель (в.п.), налево по туристской (туристы) тропе (д.п.), продвигаться вперед сквозь (сквозит) чащу (в.п.) (ча-ща), жалеть (жаль) ребенка (в.п.), о неуклюжем (о каком?) косолапом (о каком?) медведе (п.п)., трусливом (каком?) зайце (п.п.) и ловкой (ловок) обезьяне (п.п.), по щучьему (чу-щу) веленью (д.п.), наливные (лить) яблоки (им.п.) на ветке, тяжёлые (какие?) колосья (разделит. ь) пшеницы.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: