§ 20. Имя существительное - cтраницы 45, 46, 47, 48
93. Прочитайте стихотворный отрывок и назовите его автора. Выпишите имя существительное. Определите их род и число.
В свете (м.р.,ед.ч.),
диво (ср.р.,ед.ч.),
море (ср.р.,ед.ч.),
вой (м.р.,ед.ч.),
на берег (м.р.,ед.ч.),
в беге (м.р.,ед.ч.),
на бреге (м.р.,ед.ч.),
в чешуе (ж.р.,ед.ч.),
жар (м.р.,ед.ч.),
богатыря (м.р.,ед.ч.),
красавцы (м.р.,мн.ч.),
великаны (м.р.,мн.ч.),
на подбор (м.р.,ед.ч.),
дядька (м.р.,ед.ч.),
Черномор (м.р.,ед.ч.).
Автор произведения А.С.Пушкин, отрывок из "Сказки о царе Салтане".
В свете (м.р.,ед.ч.),
диво (ср.р.,ед.ч.),
море (ср.р.,ед.ч.),
вой (м.р.,ед.ч.),
на берег (м.р.,ед.ч.),
в беге (м.р.,ед.ч.),
на бреге (м.р.,ед.ч.),
в чешуе (ж.р.,ед.ч.),
жар (м.р.,ед.ч.),
богатыря (м.р.,ед.ч.),
красавцы (м.р.,мн.ч.),
великаны (м.р.,мн.ч.),
на подбор (м.р.,ед.ч.),
дядька (м.р.,ед.ч.),
Черномор (м.р.,ед.ч.).
Автор произведения А.С.Пушкин, отрывок из "Сказки о царе Салтане".
94. Почему к каждому падежу относятся 2 падежных вопроса? Приведите по по два - три примера существительных, отвечающих на вопросы кто? И что?
Каждому падежу относятся два падежных вопроса, потому что существуют одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Кто? - барсук, птица, черепха.
Что? - кастрюля, парта, учебник.
95. Спишите, раскрывая скобки. Над выделенными существительными надпишите их падеж и число.
1. Судья о людях (предлог) не по словам, а по делам (д. п., мн. ч.). 2. Не за свое (предлог) дела (в. п., ед. ч.) не берись (не с глаг.), а за своим (предлог) делом (т. п., ед. ч.) не ленись (не с глаголом). 3. Почин дороже дела (р. п., ед. ч.). 4. Устал, не от дела (предлог) (пр.п., ед. ч.), а от безделья (приставка -без). 5. Не спеши (не с глаголом) языком, торопись делом (т. п., ед. ч.). 6. Пошло дело (им.п., ед.ч) на лад, и сам тому рад.
96. Рассмотрите таблицу. Расскажите по ней о том, Какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонению. Приведите примеры.
К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями в им.п. ед.ч. на -а, -я. Ветка, цапля, девочка, тетя.
Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с окончаниями в им.п. ед.ч. на согласную и среднего рода с окончаниями на - о, - е. Кот, день, дерево, знание.
К 3-му склонению относятся существительные женского рода с окончаниями в им.п. ед.ч. на ь . Радость, мышь, ночь, день.
97. Обозначьте границы предложения, поставив в конце каждого нужный знак. Укажите цифрами склонение имен существительных. На какие две части можно разбить данный текст? О чём говорится в каждой части?
Дом (2) стоял в глухом, заброшенном саду (2). Каждую ночь (3) нас будил стук (2) диких яблок(2), падавших с веток (1) на его тесовую крышу (1). Дом (2) был завален удочками (1), дробью (3), яблоками (2) и сухими листьями (2).
Мы в нём только ночевали. Все дни (2), от рассвета (2) до темноты, мы проводили на берегах (берег) (2) бесчисленных озер (2). Там мы ловили рыбу (1).
Будил - глагол, 2 спр.; пр.вр., ед.ч., муж.р.
Текст можно разбить на две части. В первой части описывается заброшенный дом в саду, а во второй части занятия автора и его друзей.
98. Выпишите в левый столбик существительные 3-го склонения, а в правый - не 3-го склонения. Поставьте ь там, где он необходим. Составьте предложения с выделенными словами.
Существительные 3 -го склонения | Существительные не 3 - го склонения |
Вещь, ночь, молодёжь, дрожь, помощь, речь, рожь, дочь, ложь, дичь, полночь, мощь, глушь. |
Шалаш, товарищ, (сушка) груши, сторож, этаж, ключ, врач, (постройка) дач, (много) луж, плащ, лещ, обруч, ёжик, (из-за) туч, (много) задач, богач, чертеж, малыш, кирпич, луч. |
1) Молодежь веселилась на пляже. 2) У рассказчика было красивая речь. 3) На бескрайних полях колосилась рожь. 4) Мы забрели в такю глушь, что даже свет солнца не пробивался сквозь кроны деревьев. 5) Я рад, что у меня есть верный товарищ. 6) Яркий луч солнца пробивался сквозь свинцовые тучи.
99. Рассмотрите таблицу "Окончание -е и -и у существительных в единственном числе". Почему в неё включены только три падежа: родительный, дательный и предложный? Какое правило вы вспомнили? Это правило не относится к существительным с окончаниями на - ия, - ие, - ий!
Существительные только в родительном, дательном и предложном падежах в ед.ч. имеют окончания -е и -и, поэтому в таблицу включены только эти три падежа.
Это объясняет правило: " Буквы -е и -и в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе".
100. Выпишите имена существительные недописанными окончаниями вместе с теми словами, от которых задается падежный вопрос. Укажите склонение и падеж.
1. Выйти (1-ое скл., д.п.) к опушке. 2. Расположились (1-ое скл., п.п.) на поляне. 3. Край (1-ое скл., р.п.) рощи. 4. Нет (3-е скл., р.п.) тени. 5. Скрываться (3-е скл.,р.п.) в поросли. 6. Запах (3-е скл.,р.п.) полыни. 7. Играют (3-е скл.,п.п.) в зелени. 8. Купается (2-ое скл.,п.п.) в блеске. 9. Радостно (2-ое скл.,п.п.) на сердце.
Играют - глагол, 1 спр.; наст.вр., 3-е л., ед.ч.
101. Допишите падежные окончания существительных. Обозначьте их склонение и падеж.
Ездили к тетке (1-ое скл, д.п.),
К тетке (1-ое скл.,д.п.) чечетке (1-ое скл.,д.п.)
Сорок четыре
Весёлых чижа:
Чиж на оглобле (1-ое скл.,п.п.)
Чиж на дуге.(1-ое скл.,п.п.)
Чиж на трамвае,
Чиж на машине (1-ое скл.,п.п.),
Чиж на телеге (1-ое скл.,п.п.),
Чиж на возу ....<...>
(С.Маршак и Д.Хармс)
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: