93. Прочитайте стихотворный отрывок и назовите его автора. Выпишите имя существительное. Определите их род и число.

В свете (м.р.,ед.ч.),
диво (ср.р.,ед.ч.),
море (ср.р.,ед.ч.),
вой (м.р.,ед.ч.),
на берег (м.р.,ед.ч.),
в беге (м.р.,ед.ч.),
на бреге (м.р.,ед.ч.),
в чешуе (ж.р.,ед.ч.),
жар (м.р.,ед.ч.),
богатыря (м.р.,ед.ч.),
красавцы (м.р.,мн.ч.),
великаны (м.р.,мн.ч.),
на подбор (м.р.,ед.ч.),
дядька (м.р.,ед.ч.),
Черномор (м.р.,ед.ч.).

Автор произведения А.С.Пушкин, отрывок из "Сказки о царе Салтане".

94. Почему к каждому падежу относятся 2 падежных вопроса? Приведите по по два - три примера существительных, отвечающих на вопросы кто? И что?

Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 20. Имя существительное - 1

Каждому падежу относятся два падежных вопроса, потому что существуют одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Кто? - барсук, птица, черепха.
Что? - кастрюля, парта, учебник.



95. Спишите, раскрывая скобки. Над выделенными существительными надпишите их падеж и число.

1. Судья о людях (предлог) не по словам, а по делам (д. п., мн. ч.). 2. Не за свое (предлог) дела (в. п., ед. ч.) не берись (не с глаг.), а за своим (предлог) делом (т. п., ед. ч.) не ленись (не с глаголом). 3. Почин дороже дела (р. п., ед. ч.). 4. Устал, не от дела (предлог) (пр.п., ед. ч.), а от безделья (приставка -без). 5. Не спеши (не с глаголом) языком, торопись делом (т. п., ед. ч.). 6. Пошло дело (им.п., ед.ч) на лад, и сам тому рад.

96. Рассмотрите таблицу. Расскажите по ней о том, Какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонению. Приведите примеры.

К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями в им.п. ед.ч. на -а, -я. Ветка, цапля, девочка, тетя.

Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с окончаниями в им.п. ед.ч. на согласную и среднего рода с окончаниями на - о, - е. Кот, день, дерево, знание.

К 3-му склонению относятся существительные женского рода с окончаниями в им.п. ед.ч. на ь . Радость, мышь, ночь, день.

97. Обозначьте границы предложения, поставив в конце каждого нужный знак. Укажите цифрами склонение имен существительных. На какие две части можно разбить данный текст? О чём говорится в каждой части?

Дом (2) стоял в глухом, заброшенном саду (2). Каждую ночь (3) нас будил стук (2) диких яблок(2), падавших с веток (1) на его тесовую крышу (1). Дом (2) был завален удочками (1), дробью (3), яблоками (2) и сухими листьями (2).

М
ы в нём только ночевали. Все дни (2), от рассвета (2) до темноты, мы проводили на берегах (берег) (2) бесчисленных озер (2). Там мы ловили рыбу (1).

Будил - глагол, 2 спр.; пр.вр., ед.ч., муж.р.

Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 20. Имя существительное - 2


Текст можно разбить на две части. В первой части описывается заброшенный дом в саду, а во второй части занятия автора и его друзей.


98. Выпишите в левый столбик существительные 3-го склонения, а в правый - не 3-го склонения. Поставьте ь там, где он необходим. Составьте предложения с выделенными словами.

Существительные 3 -го склонения Существительные не 3 - го склонения

Вещь,
ночь,
молодёжь,
дрожь,
помощь,
речь,
рожь,
дочь,
ложь,
дичь,
полночь,
мощь,
глушь.
Шалаш,
товарищ,
(сушка) груши,
сторож,
этаж,
ключ,
врач,
(постройка) дач,
(много) луж,
плащ,
лещ,
обруч,
ёжик,
(из-за) туч,
(много) задач,
богач,
чертеж,
малыш,
кирпич,
луч.

1) Молодежь веселилась на пляже. 2) У рассказчика было красивая речь. 3) На бескрайних полях колосилась рожь. 4) Мы забрели в такю глушь, что даже свет солнца не пробивался сквозь кроны деревьев. 5) Я рад, что у меня есть верный товарищ. 6) Яркий луч солнца пробивался сквозь свинцовые тучи.

99. Рассмотрите таблицу "Окончание -е и -и у существительных в единственном числе". Почему в неё включены только три падежа: родительный, дательный и предложный? Какое правило вы вспомнили? Это правило не относится к существительным с окончаниями на - ия, - ие, - ий!


Существительные только в родительном, дательном и предложном падежах в ед.ч. имеют окончания -е и -и, поэтому в таблицу включены только эти три падежа.

Это объясняет правило: " Буквы -е и -и в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе".

100. Выпишите имена существительные недописанными окончаниями вместе с теми словами, от которых задается падежный вопрос. Укажите склонение и падеж.

1. Выйти (1-ое скл., д.п.) к опушке. 2. Расположились (1-ое скл., п.п.) на поляне. 3. Край (1-ое скл., р.п.) рощи. 4. Нет (3-е скл., р.п.) тени. 5. Скрываться (3-е скл.,р.п.) в поросли. 6. Запах (3-е скл.,р.п.) полыни. 7. Играют (3-е скл.,п.п.) в зелени. 8. Купается (2-ое скл.,п.п.) в блеске. 9. Радостно (2-ое скл.,п.п.) на сердце.

Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 20. Имя существительное - 3


Играют - глагол, 1 спр.; наст.вр., 3-е л., ед.ч.


101. Допишите падежные окончания существительных. Обозначьте их склонение и падеж.

Ездили к тетке (1-ое скл, д.п.),
К тетке (1-ое скл.,д.п.) чечетке (1-ое скл.,д.п.)
Сорок четыре
Весёлых чижа:
Чиж на оглобле (1-ое скл.,п.п.)
Чиж на дуге.(1-ое скл.,п.п.)
Чиж на трамвае,
Чиж на машине (1-ое скл.,п.п.),
Чиж на телеге (1-ое скл.,п.п.),
Чиж на возу ....<...>
(С.Маршак и Д.Хармс)


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: