13. Перерисуйте схему и дополните её.

Стили речи
Разговорный Научный Художественный

14. Определите, какие высказывания, данные для наблюдения в конце параграфа, относятся к разговорному, научному и художественному стилям речи. Найдите в школьных учебниках тексты, а в хрестоматии по литературе художественные.

1. Разговорный
2. Научный
3. Художественный

Пример научного текста.
Основное свойство линейных функций: приращение функции пропорционально приращению аргумента. То есть функция является обобщением прямой пропорциональности. Графиком линейной функции является прямая линия, с чем и связано ее название. Это касается вещественной функции одной вещественной переменной.

Пример художественного текста.

Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый — мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки. И, наконец, он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же все это меня не оправдывает, я посвящу эту книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. (Из произведения А.д.С. Экзюпери "Маленький принц")

15. Можно ли выступление ученицы назвать докладом в научном стиле? К какому стилю вы отнесли бы её высказывание? Преобразуйте этот текст в научный доклад.

Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 5. Стили речи - 1



Данное выступление ученицы можно отнести к разговорным, так как она делится своими эмоциями, в ее тексте очень много восклицаний, что не характерно для научного стиля, а также отсутствуют какие-либо факты.

Научный доклад "Бурый медведь".

Бурый медведь - млекопитающее, который является одним из самых крупных наземных хищников.
По телосложению бурый медведь очень крупный, имеет большую голову, высокую холку, сильные и массивные лапы с когтями. Взрослые бурые медведи достигают размеров до 2 м в длину и весят около 200 кг, а такой вид как гризли может достигать 3 м в длину.
Несмотря на название, бурые медведи окраску от светло-коричневого до синевато-черного цвета (например, медведи в Сирии имеют рыжеватый оттенок шкуры, а вот гималайские гризли - почти черного цвета).
Бурых медведей можно отнести к долгожителям. В искусственной среде (заповедниках) они доживают до 50 лет, а в дикой природе, примерно, до 30 лет.
У медведей очень тонкое обоняние и слух, основная активность его проходит в утренних и вечерних сумерках. Несмотря на свои внушительные габариты, медведи передвигаются почти бесшумно, что делает их хорошими охотниками.
Рацион медведя достаточно разнообразен, вклчает в себя и мелких животных, и различную растительную пищу.
С весны и до осени бурые медведи бодрствуют, откладывают жировые отложения, ищут партнеров, а с наступление холодов впадают в зимнюю спячку. Зимой появляется потомство. В берлоге медведи могут находиться до полугода.

16. Определите стиль данного отрывка.

Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 5. Стили речи - 2


Представленный текст относится к научному стилю.

17. Прочитайте отрывок из рассказа И.Тургенева "Ермолай и Мельничиха". Докажите, что данный текст художественного стиля. В этом вам помогут выделенные словосочетания.

Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 5. Стили речи - 3


Данный текст относится к художественному стилю. Автор подробно описывает природу, используя различные эпитеты, метафоры, сравнения: "верхушки деревьев и звезды, как живые - засыпающие верхушки, звездочки робко выступают".

18. Прочитайте текст. О чем в нем говориться? Озоглавьте его. Какова задача этого текста? Определите его стиль.


Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 5. Стили речи - 4


Текст "Речевой этикет".
В данном тексте говориться о правилах вежливого поведения. О том, как с помощью слов, можно выразить почтение.
Задача текста - рассказать о важности речевого этикета, как о части общей культуры.
Стиль данного текста - научный.

19. Сравните выражения приветствия. Какие из них уместно употреблять в разговоре с незнакомыми взрослыми?

Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 5. Стили речи - 5


С незнакомыми людьми, а также с людьми старшего возраста необходимо использовать слова: До свидания. Доброе утро! Здравствуйте!


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: