Урок 46. Развитие организмов и окружающая среда - cтраницы 73, 74, 75, 76
1. Используйте разные примеры, докажите, что любой организм не может жить вне обычной для его вида среды обитания. Что получает организм из среды обитания, что он выделяет в окружающую среду?
Любой живой организм не может жить вне среды обитания. Столь же невозможно и
развитие организма вне окружающей среды, вне факторов, на него воздействующих. Курино яйцо может развиваться только при определенной температуре. Зародыш млекопитающих, в том числе и человека, очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, на его развитие влияют вещества, которые он получает с кровью матери. Получают организмы пищу, воду, солнечную энергию. Все виды чувствительны к диоксиду углероду. Выделяют непереваренные остатки пищи, мочевину и другие продукты обмена.
Влияние окружающей среды на организм приводят к изменениям в нем, то есть к модификационной изменчивости.
Любой живой организм не может жить вне среды обитания. Столь же невозможно и
развитие организма вне окружающей среды, вне факторов, на него воздействующих. Курино яйцо может развиваться только при определенной температуре. Зародыш млекопитающих, в том числе и человека, очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, на его развитие влияют вещества, которые он получает с кровью матери. Получают организмы пищу, воду, солнечную энергию. Все виды чувствительны к диоксиду углероду. Выделяют непереваренные остатки пищи, мочевину и другие продукты обмена.
Влияние окружающей среды на организм приводят к изменениям в нем, то есть к модификационной изменчивости.
2. Напишите, какие компоненты окружающей среды могут оказывать непосредственное влияние (как положительное, так и отрицательное) на развитие конкретного организма. Рассмотрите соответствующий рисунок в учебнике. Что подтверждает такое резкое различие между цыплятами, изображенными на этом рисунке?
Для нормального развития организма надо хорошее, сбалансированное питание, витамины, вода, солнечный свет, оптимальная температура, ионный состав воды (для водных организмов). Все виды чувствительны к диоксиду углероду.
Всем птицам и млекопитающим необходим витамин Д. Он образуется в коже под действием солнечных лучей из провитаминов. Основная функция – обеспечение нормального роста и развития костей, предупреждение рахита и остеопороза. Он регулирует минеральный обмен и способствует отложению кальция в костной ткани и дентине, таким образом, препятствуя остеомаляции (размягчению) костей
Для нормального развития организма надо хорошее, сбалансированное питание, витамины, вода, солнечный свет, оптимальная температура, ионный состав воды (для водных организмов). Все виды чувствительны к диоксиду углероду.
Всем птицам и млекопитающим необходим витамин Д. Он образуется в коже под действием солнечных лучей из провитаминов. Основная функция – обеспечение нормального роста и развития костей, предупреждение рахита и остеопороза. Он регулирует минеральный обмен и способствует отложению кальция в костной ткани и дентине, таким образом, препятствуя остеомаляции (размягчению) костей
3. Объясните, какие периоды в развитии эмбриона называют критическими. Обоснуйте необходимость знаний особенностей этих периодов.
Критическими периодами индивидуального развития зародыша называются те его этапы, которые характеризуются повышенной чувствительностью организма или его частей к действию неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды, которые могут приводить к аномалиям строения, врожденным заболеваниям, нарушению роста и дифференциации, гибели зародыша. Во время критических периодов снижаются регуляторные возможности развивающегося организма, а это уменьшает его устойчивость против негативных воздействий. Знания о критических периодах развития зародыша важны для разработки методов охраны беременности и соответствующих периодов детства.
Критическими периодами индивидуального развития зародыша называются те его этапы, которые характеризуются повышенной чувствительностью организма или его частей к действию неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды, которые могут приводить к аномалиям строения, врожденным заболеваниям, нарушению роста и дифференциации, гибели зародыша. Во время критических периодов снижаются регуляторные возможности развивающегося организма, а это уменьшает его устойчивость против негативных воздействий. Знания о критических периодах развития зародыша важны для разработки методов охраны беременности и соответствующих периодов детства.
4. Напишите, какие компоненты или вещества окружающей среды обусловливают замедление роста или возникновение различных нарушений в развитии и жизнедеятельности людей.
Замедляет рост и развитие эмбриона недостаток витаминов, пища матери, не содержащая достаточно питательных веществ, особенно незаменимых аминокислот, недостаточная выработка гормонов, избыточная концентрация солей в организме (матери), ионизирующее излучение, радиация, действующие на эмбрион. Алкоголь, никотин, наркотики и лекарства.
Замедляет рост и развитие эмбриона недостаток витаминов, пища матери, не содержащая достаточно питательных веществ, особенно незаменимых аминокислот, недостаточная выработка гормонов, избыточная концентрация солей в организме (матери), ионизирующее излучение, радиация, действующие на эмбрион. Алкоголь, никотин, наркотики и лекарства.
5. Найдите в тексте описание удивительного свойства живых систем поддерживать постоянство своей внутренней среды. Каким образом проявляется гомеостаз? Какие системы органов участвуют в поддержании гомеостаза на определенном уровне?
Гомеостаз – это способность живых организмов сохранять относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций в условиях изменяющейся внешней среды. Деятельность регуляторных систем – эндокринной, нервной и иммунной, обеспечивает согласованность всех реакций, в основе гомеостаза – наследственные механизмы, закрепившиеся в процессе эволюции, в генотипе вида, и у каждой особи отдельно.
Гомеостаз – это способность живых организмов сохранять относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций в условиях изменяющейся внешней среды. Деятельность регуляторных систем – эндокринной, нервной и иммунной, обеспечивает согласованность всех реакций, в основе гомеостаза – наследственные механизмы, закрепившиеся в процессе эволюции, в генотипе вида, и у каждой особи отдельно.
6. Что такое стресс? Опишите признаки его проявления. Какое значение имеет стресс?
Стресс – это реакция, развивающаяся при неблагоприятных условиях, отрицательно влияющих на жизнедеятельность, при возникновении угрозы нарушения гомеостаза.
Признаки: усиление деятельности большинства систем организма. Все это способствует повышению сопротивляемости особи по отношению к неблагоприятным факторам. Мобилизация всех защитных сил организма, усиление обменных процессов, перераспределение энергии для обеспечения более неотложных нужд – все эти реакции, сопровождающие состояние стресса, способствуют решению важных задач, например, спасание бегством, отражение нападения врага.
Стресс – это реакция, развивающаяся при неблагоприятных условиях, отрицательно влияющих на жизнедеятельность, при возникновении угрозы нарушения гомеостаза.
Признаки: усиление деятельности большинства систем организма. Все это способствует повышению сопротивляемости особи по отношению к неблагоприятным факторам. Мобилизация всех защитных сил организма, усиление обменных процессов, перераспределение энергии для обеспечения более неотложных нужд – все эти реакции, сопровождающие состояние стресса, способствуют решению важных задач, например, спасание бегством, отражение нападения врага.
7. Прочитайте в учебнике информацию о регенерации. Составьте таблицу. Сделайте вывод о значении регенерации в живой природе.
Вывод: Регенерация поддерживает строение и функции организма, его целостность. Обеспечивает выживание животных и растений в процессе непрерывного взаимодействия с факторами окружающей среды и другими организмами. Изучение механизмов регенерации помогает бороться за здоровье человека.
Урок 45. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон - стр. 71-73Урок 49. Основные понятия генетики - стр. 77-79
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: