Урок 49. Основные понятия генетики - cтраницы 77, 78, 79
1. Прочитайте внимательно главу, проверьте себя, записав определения следующих понятий.
- Ген – участок молекулы ДНК, определяющий возможность развития отдельного элементарного признака, или синтез одной белковой молекулы.
- Локус – место локализации конкретного гена в определенной мест хромосоме
- Аллельные гены – это гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за развитие одного признака.
- Мутации – это стойкое (то есть такое, которое может быть унаследовано потомками данной клетки или организма) преобразование генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды.
- Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков организма.
- Генотип – это совокупность генов, полученных от родителей.
- Признак – это любая особенность строения организма, на каждом из уровней организации, за исключением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.
- Свойство – это любая функциональная особенность организма, в основе которой лежит структурный признак или группа элементарных признаков.
2. Найдите в главе сведения о специализированных и неспециализированных клетках многоклеточных организмов, заполните таблицу. Сделайте вывод о степени специализации различных клеток.
Вывод: клетки, через которые осуществляется преемственность поколений, как специализированные, так и нет, несут в себе не сами признаки и свойства будущих организмов, а только задатки их развития.
3. Прочитайте фрагмент главы об обозначении генов в хромосомах. Схематично обозначьте хромосомы и покажите место расположения аллельных генов на гаплоидном и диплоидном наборах.
Гаплоидный материнский и отцовский (половые клетки, сверху) и диплоидный (снизу).
4. Найдите в главе определение генотип, данное генетиком М. Е. Лобашевым. Объясните, почему генотип нельзя назвать механической суммой генов.
Возможность проявления гена и форма его проявления зависят от условий окружающей среды. В понятие среды входят не только условия, окружающие клетку, но и другие гены (генотипическая среда). Т. о. генотип – система взаимодействующих генов.
Возможность проявления гена и форма его проявления зависят от условий окружающей среды. В понятие среды входят не только условия, окружающие клетку, но и другие гены (генотипическая среда). Т. о. генотип – система взаимодействующих генов.
5. Почему внимательное наблюдение за проявлением признаков в ряду поколений помогает обнаруживать и изучать проявление закономерностей наследственности и изменчивости?
В пределах вида все организмы не похожи друг на друга, существует индивидуальная изменчивость между организмами. Изучением причин и форм изменчивости занимаются генетики. Они имеют дело не непосредственно с генами, а с результатами их проявления – признаками и свойствами. На протяжении поколений удобно отслеживать закономерности наследственности и изменчивости.
В пределах вида все организмы не похожи друг на друга, существует индивидуальная изменчивость между организмами. Изучением причин и форм изменчивости занимаются генетики. Они имеют дело не непосредственно с генами, а с результатами их проявления – признаками и свойствами. На протяжении поколений удобно отслеживать закономерности наследственности и изменчивости.
6. Какие признаки любого организма (растительного или животного, а также организма гриба) могут быть отнесены к разряду биологических?
Приведите примеры.
Фенотипические – это как внешние признаки (цвет глаз, окраска цветков, форма носа), так и биохимические (форма молекулы белка или фермента, концентрации мочевины или глюкозы), гистологические (форма и размеры клеток, строение тканей или органов), анатомические (строение и взаимное расположение органов) и т.д.
Приведите примеры.
Фенотипические – это как внешние признаки (цвет глаз, окраска цветков, форма носа), так и биохимические (форма молекулы белка или фермента, концентрации мочевины или глюкозы), гистологические (форма и размеры клеток, строение тканей или органов), анатомические (строение и взаимное расположение органов) и т.д.
Урок 46. Развитие организмов и окружающая среда - стр. 73-76Урок 50. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя - стр. 80-84
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: