§36 Политическое развитие - cтраницы 29, 30, 31, 32
1. Прочитайте документ и ответьте на поставленные вопросы.
Из информации Новгородского обкома партии в ЦК ВКП(б) о характере высказываний граждан в канун выборов в Верховный Совет СССР. Февраль 1946 г.
Приводим отдельные выступления в городе Боровичи:
«Почему только от нас берут, а нам ничего не дают?» «Стоит ли голосовать, когда все равно выберут коммунистов?» «Выборы у нас недемократичны, а выбирают только того, кого назначит партия. Это не выборы, а смех». «Читал положение о выборах. Думал найти в нем какие-либо изменения в пользу демократии... Ничего не нашел. По-прежнему выборы будут одной «видимостью», и войдут в Верховный Совет те, кто угоден партии». «Никакой демократии у нас нет. Читаешь про заграницу, там выбирают от разных партий и даже от религиозных общин. А у нас только от одной партии, хочешь не хочешь, а выбирай. Какая же тут свобода? Я просто вычеркну всех кандидатов».
2. Чем можно объяснить такие настроения избирателей?
3. Что, по-вашему, предпринимала власть по отношению к тем, кто высказывался подобным образом? Приведите примеры.
Из информации Новгородского обкома партии в ЦК ВКП(б) о характере высказываний граждан в канун выборов в Верховный Совет СССР. Февраль 1946 г.
Приводим отдельные выступления в городе Боровичи:
«Почему только от нас берут, а нам ничего не дают?» «Стоит ли голосовать, когда все равно выберут коммунистов?» «Выборы у нас недемократичны, а выбирают только того, кого назначит партия. Это не выборы, а смех». «Читал положение о выборах. Думал найти в нем какие-либо изменения в пользу демократии... Ничего не нашел. По-прежнему выборы будут одной «видимостью», и войдут в Верховный Совет те, кто угоден партии». «Никакой демократии у нас нет. Читаешь про заграницу, там выбирают от разных партий и даже от религиозных общин. А у нас только от одной партии, хочешь не хочешь, а выбирай. Какая же тут свобода? Я просто вычеркну всех кандидатов».
1. Как вы считаете, о чем свидетельствуют эти высказывания?
О том, что народ не был доволен политикой партии, были против таких выбор, выступали за демократизацию.
2. Чем можно объяснить такие настроения избирателей?
Тяжелое положение среди населения, последствия политики восстановления экономики после войны. Многие знали, как люди жили заграницей . Война проломила "железный занавес", и у многих появились сомнения в правильности политики партии.
3. Что, по-вашему, предпринимала власть по отношению к тем, кто высказывался подобным образом? Приведите примеры.
Ужесточила политический режим, усилила борьбу с "вольнодумством". Были созданы лагеря для осужденных за "антисоветскую деятельность".
2. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Из указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 г.
Обязать Министерство внутренних дел СССР всех отбывающих наказание в особых лагерях и тюрьмах шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций и групп и лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям и враждебной деятельности, по истечении сроков наказания направлять по назначению Министерства государственной безопасности СССР в ссылку на поселение под надзор органов Министерства государственной безопасности.
Из указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 г.
За самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения... виновные подлежат привлечению к уголовной ответственности. Определить меру наказания за это преступление в 20 лет каторжных работ.
Дела в отношении побегов выселенцев рассматриваются в Особом совещании при Министерстве внутренних дел СССР.
2. Прочтите перечисленные категории «врагов народа», приведенные в Указе. Какие из появившихся в ходе и после окончания войны категории в нем отсутствуют?
3. Чем вы можете объяснить увеличение численности заключенных в лагерях и тюрьмах после войны по политическим мотивам?
4. Что вы знаете о деятельности Особых совещаний при МВД? Когда и в связи с чем они впервые были созданы? Чем можно объяснить их введение?
Из указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 г.
Обязать Министерство внутренних дел СССР всех отбывающих наказание в особых лагерях и тюрьмах шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций и групп и лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям и враждебной деятельности, по истечении сроков наказания направлять по назначению Министерства государственной безопасности СССР в ссылку на поселение под надзор органов Министерства государственной безопасности.
Из указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 г.
За самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения... виновные подлежат привлечению к уголовной ответственности. Определить меру наказания за это преступление в 20 лет каторжных работ.
Дела в отношении побегов выселенцев рассматриваются в Особом совещании при Министерстве внутренних дел СССР.
1. Как вы думаете, чем можно объяснить появление такого Указа именно после окончания войны?
С ростом недовольства населения, с выступлениями людей, которые могли настраивать простое население против руководства.
2. Прочтите перечисленные категории «врагов народа», приведенные в Указе. Какие из появившихся в ходе и после окончания войны категории в нем отсутствуют?
Отсутствуют следующие категории: клерикальные – связанный со стремлением обеспечить первенствующую роль в обществе религии и церкви, и космополиты – у которых по мнению власти не патриотическое поведении и образ мыслей.
3. Чем вы можете объяснить увеличение численности заключенных в лагерях и тюрьмах после войны по политическим мотивам?
Война изменила общественно-политическую атмосферу. Особые условия войны заставляли людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность. Война проломила тот «железный занавес», которым страна была отгорожена от остального мира. Победа в войне породила надежды у крестьян на роспуск колхозов, у интеллигенции – на ослабление политического диктата, у населения союзных республик (особенно в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии) – на изменение национальной политики. Недовольство выражали и те офицеры и генералы, которые, почувствовав относительную независимость в принятии решений в годы войны, оказались после ее окончания все теми же «винтиками» в сталинской системе. Власть была обеспокоена подобными настроениями. Возникшее социальное напряжение было решено подавить путем усиления борьбы с «вольнодумством» и укрепления режима.
4. Что вы знаете о деятельности Особых совещаний при МВД? Когда и в связи с чем они впервые были созданы? Чем можно объяснить их введение?
«Особое Совещание» было создано постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 года после упразднения Судебной коллегии ОГПУ и существовало до 1 сентября 1953 года. Особое совещание имело право выносить приговоры о тюремном заключении, ссылке или высылке обвиняемых, а также о применении других мер наказания. Их введение можно объяснит с увеличением числа людей, которые были недовольны деятельностью и политикой власти.
3. Напишите сочинение-миниатюру о послевоенном общественно-политическом климате в советском обществе от лица председателя партийно-государственной верхушки, военного деятеля, председателя колхоза, рабочего, колхозника, представителя городской интеллигенции (по выбору).
Пример сочинения от военного деятеля:
Я капитан, участвовал в европейском походе Красной Армии. Призвали меня в возрасте 22 лет, и дослужился я до звания капитана. Много мы заграничных земель обошли, кончено отличия от того, что нам рассказывали, огромны. Когда дали "капитана", много приходилось принимать самостоятельных решений, действовать творчески, а не по "шаблону". После окончания войны, я честно думал, что останется некая самостоятельность. Но нет, мы вернулись к прежним порядкам. А режим даже ужесточился. Глядя, что сейчас происходит с высшим офицерским составом, не знаешь, чего ожидать в будущем. Особенно жаль маршала Жукова, он был легендой в наших кругах, а обвинили его в неуважении к Сталину.. Странное время сейчас... Кто знает, может и меня обвинят в космополитизме. Хотя я всем сердцем болею за возрождение нашей Родины.
Пример сочинения от военного деятеля:
Я капитан, участвовал в европейском походе Красной Армии. Призвали меня в возрасте 22 лет, и дослужился я до звания капитана. Много мы заграничных земель обошли, кончено отличия от того, что нам рассказывали, огромны. Когда дали "капитана", много приходилось принимать самостоятельных решений, действовать творчески, а не по "шаблону". После окончания войны, я честно думал, что останется некая самостоятельность. Но нет, мы вернулись к прежним порядкам. А режим даже ужесточился. Глядя, что сейчас происходит с высшим офицерским составом, не знаешь, чего ожидать в будущем. Особенно жаль маршала Жукова, он был легендой в наших кругах, а обвинили его в неуважении к Сталину.. Странное время сейчас... Кто знает, может и меня обвинят в космополитизме. Хотя я всем сердцем болею за возрождение нашей Родины.
4. Дайте по фотографии характеристику историческому деятелю.
Фамилия, имя, отчество:
Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили)
Дата рождения:
9 декабря 1879
Образование:
Горийское православное духовное училище, Тифлисская духовная семинария, Тифлисская физическая обсерватория.
Характер: Жестокий, решительный, бунтарь
Чем известен в истории страны:
Победил в Великой Отечественной Войне, поднял промышленность и вооружение. Массовые репрессии и уничтожение инакомыслящих.
Фамилия, имя, отчество:
Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили)
Дата рождения:
9 декабря 1879
Образование:
Горийское православное духовное училище, Тифлисская духовная семинария, Тифлисская физическая обсерватория.
Характер: Жестокий, решительный, бунтарь
Чем известен в истории страны:
Победил в Великой Отечественной Войне, поднял промышленность и вооружение. Массовые репрессии и уничтожение инакомыслящих.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: