§35 Восстановление экономики - cтраницы 27, 28
1. Заполните таблицу на основании материала учебника и прокомментируйте.
Материальный урон, нанесенный советскому народу гитлеровской агрессией.
Победа досталась советскому народу непомерно дорогой ценой. Война принесла нашей стране огромные людские и материальные потери. Всё это привело к сокращению рабочей силы, отсутствию полноценного питания и жилья, снижению производительности труда.
Материальный урон, нанесенный советскому народу гитлеровской агрессией.
Победа досталась советскому народу непомерно дорогой ценой. Война принесла нашей стране огромные людские и материальные потери. Всё это привело к сокращению рабочей силы, отсутствию полноценного питания и жилья, снижению производительности труда.
2. Заполните таблицу по материалам учебника и ответьте на вопрос.
Доходы советских граждан и стоимость жизни в послевоенные годы.
Каковы, на ваш взгляд, объективные и субъективные причины такого тяжёлого положения населения СССР в послевоенные годы?
Огромные потери в войне вызвали нехватку рабочей силы. Разрабатывался военно-промышленный комплекс. 88% всех капиталовложений в промышленность уходило в машиностроительную, топливную и энергетическую отрасль. Лёгкая и пищевая промышленность не удовлетворяла даже минимальным потребностям населения. Ситуация в сельском хозяйстве осложнилась засухой 1946 года.
Доходы советских граждан и стоимость жизни в послевоенные годы.
Каковы, на ваш взгляд, объективные и субъективные причины такого тяжёлого положения населения СССР в послевоенные годы?
Огромные потери в войне вызвали нехватку рабочей силы. Разрабатывался военно-промышленный комплекс. 88% всех капиталовложений в промышленность уходило в машиностроительную, топливную и энергетическую отрасль. Лёгкая и пищевая промышленность не удовлетворяла даже минимальным потребностям населения. Ситуация в сельском хозяйстве осложнилась засухой 1946 года.
3. С помощью учебника опишите существование после войны в руководящих кругах СССР альтернативные точки зрения на перспективы экономической стратегии. Кто их представлял в правительстве и ЦК ВКП(б)?
Были высказаны предложения о некотором смягчении нажима в управлении экономикой, о реорганизации колхозов. В 1946 г. был подготовлен проект новой Конституции СССР. Он допускал существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. В ходе обсуждения этого проекта звучали идеи о необходимости предоставить больше прав регионам и наркоматам.
«Снизу» все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов. Говорили об их неэффективности, напоминали, что относительное ослабление государственного давления на производителей в годы войны дало положительный результат. Проводили прямые аналогии с нэпом, введенным после Гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации управления и развития легкой промышленности.
Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Речь шла о возврате к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.
Были высказаны предложения о некотором смягчении нажима в управлении экономикой, о реорганизации колхозов. В 1946 г. был подготовлен проект новой Конституции СССР. Он допускал существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. В ходе обсуждения этого проекта звучали идеи о необходимости предоставить больше прав регионам и наркоматам.
«Снизу» все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов. Говорили об их неэффективности, напоминали, что относительное ослабление государственного давления на производителей в годы войны дало положительный результат. Проводили прямые аналогии с нэпом, введенным после Гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации управления и развития легкой промышленности.
Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Речь шла о возврате к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.
4. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Из речи И. В. Сталина на собрании избирателей г. Москвы 9 февраля 1946 г.
Основные задачи нового пятилетнего плана состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путем последовательного снижения цен на товары, на широкое строительство всякого рода научно-исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы.
2. К началу 1950-х гг. промышленность и сельское хозяйство СССР оказались в катастрофическом положении. В то же время официальная пропаганда упорно твердила о колоссальных успехах в развитии экономики страны. Прокомментируйте это противоречие.
Из речи И. В. Сталина на собрании избирателей г. Москвы 9 февраля 1946 г.
Основные задачи нового пятилетнего плана состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путем последовательного снижения цен на товары, на широкое строительство всякого рода научно-исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы.
1. Со всеми ли приведенными положениями речи вы согласны? Почему?
Частично согласен. Западные специалисты считали, что восстановление разрушенной экономической базы займет не менее 25 лет. Это практически невозможно достичь и превзойти довоенный период с учетом состояния экономики и состояния СССР. Тем более, что цены не были снижены.
2. К началу 1950-х гг. промышленность и сельское хозяйство СССР оказались в катастрофическом положении. В то же время официальная пропаганда упорно твердила о колоссальных успехах в развитии экономики страны. Прокомментируйте это противоречие.
Это было сделано для того, чтобы население не сдавалось, и чтобы хотело и желало трудиться дальше. Сельское хозяйство находилось в упадке, так как не было материального стимулирования.
5. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Из выступления председателя артели «Вперед» (Челябинская область) Лапова. Ноябрь 1946 г.
Сейчас при советской власти народ и крестьяне чувствуют себя угнетенными, работают от гудка до гудка. Крестьяне ничего не имеют, во всем ограничены, общественные земли поросли сорняком, качество обработки земли плохое, хуже, чем в старое время. Сельхозинвентарь и машины не берегутся, а ломаются, так как колхозники не считают их своими собственными, а чужими, колхозными... Если бы наше сельское хозяйство все время развивалось так же, как в период проведения нэпа, то теперь, в 1945 году, каждый крестьянин-единоличник имел бы в своем индивидуальном хозяйстве трактор, автомашину и другой инвентарь. Крестьяне имели бы изобилие продуктов и ни в чем не нуждались.
2. За какие именно положения этого заявления Лапов был объявлен властями типичным представителем «кулацкой верхушки» и репрессирован?
3. Чем можно объяснить такую жесткую реакцию властей?
4. Правомерно ли приведенное в документе сравнение послевоенного положения в советской деревне с периодом нэпа? На чем была основана уверенность Лапова в эффективности возврата к нэповской модели? Был ли такой возврат возможен после окончания войны?
Из выступления председателя артели «Вперед» (Челябинская область) Лапова. Ноябрь 1946 г.
Сейчас при советской власти народ и крестьяне чувствуют себя угнетенными, работают от гудка до гудка. Крестьяне ничего не имеют, во всем ограничены, общественные земли поросли сорняком, качество обработки земли плохое, хуже, чем в старое время. Сельхозинвентарь и машины не берегутся, а ломаются, так как колхозники не считают их своими собственными, а чужими, колхозными... Если бы наше сельское хозяйство все время развивалось так же, как в период проведения нэпа, то теперь, в 1945 году, каждый крестьянин-единоличник имел бы в своем индивидуальном хозяйстве трактор, автомашину и другой инвентарь. Крестьяне имели бы изобилие продуктов и ни в чем не нуждались.
1. Как вы думаете, в чем основная причина описанной ситуации?
Колхозникам давали инвентарь в аренду, это была собственность государства. Колхозники практически ничего не получали. Спасало их подсобное хозяйство. Однако и по нему государством был нанесен удар.
2. За какие именно положения этого заявления Лапов был объявлен властями типичным представителем «кулацкой верхушки» и репрессирован?
Лапов был против политики партии, предлагал развивать сельское хозяйство так же, как в период нэпа.
3. Чем можно объяснить такую жесткую реакцию властей?
Своими высказываниями он настраивал против политики государства, его слова противоречили пропаганде успехов.
4. Правомерно ли приведенное в документе сравнение послевоенного положения в советской деревне с периодом нэпа? На чем была основана уверенность Лапова в эффективности возврата к нэповской модели? Был ли такой возврат возможен после окончания войны?
Лапов был уверен, что крестьяне улучшили бы свое положение и ответственнее подходили к своей работе, но возврат к политике нэпа был конечно невозможен, так как страна находилась в упадке и испытывала нехватку рабочей силы.
§33-§34 СССР на завершающем этапе Второй мировой войны - стр. 22-26§36 Политическое развитие - стр. 29-32
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: