§4. Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток - cтраницы 10, 11, 12
1. Что изучает цитология? Что вам известно о развитии науки цитологии? Какова роль приборов в изучении клетки?
Ответ:Цитология изучает состав, строение и функции клеток. Приборы, в частности микроскоп, играют важную роль в развитии цитологии, посколько позволяют рассмотреть строение клеток.
2. Среди перечисленных ниже клеток выпишите те, которые: а) входят в состав многоклеточного организма; б) являются свободноживущими организмами.
Ответ:
1) Инфузория туфелька | 6) Эритроцит |
2) Лейкоцит | 7) Хламидомонада |
3) Клетки полости рта | 8) Яйцеклетка |
4) Малярийный плазмодий | 9) Сувойка |
5) Клетки эпидермиса | |
а) 2,3,5,6,8 | б) 1,4,7,9 |
3. Дополните определение.
Ответ:Клетки, сходные по строению, расположенные рядом, объединенные межклеточным веществом и выполняющие определенные функции, образуют ткани и органы. Ткани растений и животных, которые выполняют защитные функции, называют защитный (кожный) покров.
4. Вы знаете, что у животных различаются четыре типа тканей. К какому типу относятс:
а) Кровь
б) Верхний слой кожи
в) Клетки мозга
г) Прямую мышцу спины человека
д) Обонятельные клетки носовой полости
е) Подкожную клетчатку
ж) Тромбоцит
Ответ:
а) Соединительная
б) Эпителиальная
в) Нервная
г) Мышечная
д) Нервная
е) Соединительная
ж) Клетки крови (соединительная)
5. Какие типы тканей характерны для:
а) листа яблони
б) коры клена
в) хвоинки сосны
г) клубня картофеля
д) ствола тополя
Ответ:
а) покровная
б) покровная
в) покровная
г) основная
д) образовательная
6. Докажите, что клетка - структурная и функциональная единица живых организмов.
Ответ:Клетка способна воспроизводить себе подобную клетку.
7. Напишите, как происходило развитие знаний о клетке. Отметьте основные этапы развития цитологических знаний.
Ответ:С создания микроскопа, далее открытие клетки, позднее создание клеточной теории, а дальше уже открытие мельчайших органоидов, биохимия и разумеется генетические открытия.
8. Внимательно прочитайте основные положения клеточной теории в учебнике, мысленно обозначьте их номерами. Отметьте, к каким из этих положений могут относиться следующие утверждения:
а) в клетках растений содержатся углеводы и различные минеральные соли
б) рост корня зависит от функционирования определенной его зоны
в) растения, животные, грибы и все живие существа на нашей планете состоят из клеток
Все живое состоит из клеток (исключение: вирусы). Все физиологические проценны проиходят на уровне клетки, затем уже на уровне органа и организма. В основе любого патологического процесса лежит изменения в функциях и строении клеток. Деление проиходит на уровне клеток, рост есть увеличение числа клеток.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: