§2. Общие свойства живых организмов - cтраницы 5, 6, 7
1. Животный мир Земли представлен множеством разнообразных живых существ. Укажите, какие из нижеперечисленных организмов относят к царствам
- Трутовик
- Гепард
- Львиный зев
- Куколка майского жука
- Туберкулезная палочка
- Кладония
- Поденка
- Вирус СПИДа
- Кукушкин лен
- Фитофтора
- Бересклет
- Олений мох
- Молочная планария
- Мукор
- Тритон
Ответ:
- Растений - 3, 6, 9, 11, 12.
- Грибы - 1, 10, 14.
- Животные - 2, 4, 7, 13, 15.
- Бактерии - 5.
Есть ли среди них организмы, которые не относятся к указанным царствам? Отметьте особенности их строения.
Ответ: Все остальные не относятся к указанным царствам.
2. Перечислите признаки живых существ. Опишите одно из свойств живого.
Ответ:
Питание, дыхание, размножение, движение, рост и развитие, обмен веществ и энергии, выделени, координация и регуляция.
Гетеротрофы получают органические вещества в готовом виде, с пищей. К гетеротрофам относятся животные, грибы и большинство бактерий. Способы пистания гетеротрофов:
1- Хищники - убивают жертву, а затем съедают (лев, щука, оса).
2- Паразиты - поедают живую жертву (вирус гриппа, туберкулезная палоска, дизентерийная амеба, аскарида и т.п.).
3- Сапрофиты (сапротрофы) - питаются мертвыми организмами (личинки мясных мух, плесневые грибы, бактерии гниения).
4- Симбионты - получают питание от другого организма на взаимовыгодной основе.
Например: Микориза (грабокорень) - симбиоз гриба и растения. Растение дает грибу глюкозу (которую делает при фотосинтезе), а гриб дает растению воду и минеральные соли. Лишайник - симбиоз грибов и водорослей. Водоросли дают грибу глюкозу, а гриб водорослям - соли и воду. Клубеньковые бактерии живут в смециальных утолщениях (клубеньках) на корнях растений семейства бобовых. Растения дают бактериям глюкозу, а бактерии дают растениям соли азота, которые они получают при фиксации азота воздуха.
3. Заполните пропуски в предложениях.
Ответ:
Совокупность происходящих в организме многочисленных химических превращений веществ, поступивших из внешней среды при питании и дыхании, называют обменом веществ. Непрерывность существования жизни поддерживается самовоспроизведением. Свойство, позволяющее организмам ориентировать и выживаться и выживать в окружающей среде, называют раздражимостью.
4. Перечислите основные химические компоненты живого.
Ответ:
Углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты, вода, минеральные соли.
Подчеркните названия органических веществ.
5. Как организмы приспособлены к среде обитания? Какое это имеет биологическое значение?
Ответ:
Приспособленность проявляется в особенностях внешнего и внутреннего строения, функциях, поведении в зависимости от среды проживания.
6. Заполните таблицу "Приспособления организмов к определенным условиям существования".
Ответ:
Организм | Особенности строения | Особенности жизнедеятельности |
1 | 2 | 3 |
Аскарида | Круглый червь | Паразит |
Тюлень | Млекопитающее, ластоногое | Хищник |
Пырей | Злаковое растение, конвищный, многолетник | Сорное растение |
Бактерия | Простейшее, одноклеточное | В зависимости от вида |
7. Среди перечисленных ниже организмов подчеркните одной чертой гетеротрофные, двумя - автортофные:
а) полынь
б) острица
в) утконос
г) хламидомонада
д) амеба
е) рожь
ж) акация
з) жерлянка
Ответ:
Гетеротрофные: Острица, утконос, амеба, жерлянка (б, в, д, з)
Автотрофные: Полынь, хламидомонада, рожь, акация (а, г, е, ж)
Укажите их отличительные черты
Ответ:
Гетеротрофы: не способны синтезировать органические вещества из неорганических.
Автотрофы: синтезируют органические вещества из неорганических.
8. Опишите, как происходит развитие живого организма.
Ответ:
Развитие идет по направлению от простого к сложному (эмбриональное - от образования зиготы до рождения; постэмбриональное - от рождения до гибели), к увеличению приспособленности организма к окружающей среде.
Какие факторы могут остановить или замедлить развитие животного (например, головастика)?
Ответ:
Замедлить развитие могут различные химические вещества, ухудшение внешних условий и нехватка пищи.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: