§2. Общие свойства живых организмов - cтраницы 5, 6, 7

1. Животный мир Земли представлен множеством разнообразных живых существ. Укажите, какие из нижеперечисленных организмов относят к царствам

  1. Трутовик
  2. Гепард
  3. Львиный зев
  4. Куколка майского жука
  5. Туберкулезная палочка
  6. Кладония
  7. Поденка
  8. Вирус СПИДа
  9. Кукушкин лен
  10. Фитофтора
  11. Бересклет
  12. Олений мох
  13. Молочная планария
  14. Мукор
  15. Тритон

Ответ:

  • Растений - 3, 6, 9, 11, 12.
  • Грибы - 1, 10, 14.
  • Животные - 2, 4, 7, 13, 15.
  • Бактерии - 5.

Есть ли среди них организмы, которые не относятся к указанным царствам? Отметьте особенности их строения.

Ответ: Все остальные не относятся к указанным царствам.

2. Перечислите признаки живых существ. Опишите одно из свойств живого.

Ответ:

Питание, дыхание, размножение, движение, рост и развитие, обмен веществ и энергии, выделени, координация и регуляция.

Гетеротрофы получают органические вещества в готовом виде, с пищей. К гетеротрофам относятся животные, грибы и большинство бактерий. Способы пистания гетеротрофов:

1- Хищники - убивают жертву, а затем съедают (лев, щука, оса).

2- Паразиты - поедают живую жертву (вирус гриппа, туберкулезная палоска, дизентерийная амеба, аскарида и т.п.).

3- Сапрофиты (сапротрофы) - питаются мертвыми организмами (личинки мясных мух, плесневые грибы, бактерии гниения).

4- Симбионты - получают питание от другого организма на взаимовыгодной основе.

Например: Микориза (грабокорень) - симбиоз гриба и растения. Растение дает грибу глюкозу (которую делает при фотосинтезе), а гриб дает растению воду и минеральные соли. Лишайник - симбиоз грибов и водорослей. Водоросли дают грибу глюкозу, а гриб водорослям - соли и воду. Клубеньковые бактерии живут в смециальных утолщениях (клубеньках) на корнях растений семейства бобовых. Растения дают бактериям глюкозу, а бактерии дают растениям соли азота, которые они получают при фиксации азота воздуха.

3. Заполните пропуски в предложениях.

Ответ:

Совокупность происходящих в организме многочисленных химических превращений веществ, поступивших из внешней среды при питании и дыхании, называют обменом веществ. Непрерывность существования жизни поддерживается самовоспроизведением. Свойство, позволяющее организмам ориентировать и выживаться и выживать в окружающей среде, называют раздражимостью.

4. Перечислите основные химические компоненты живого.

Ответ:

Углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты, вода, минеральные соли.

Подчеркните названия органических веществ.

5. Как организмы приспособлены к среде обитания? Какое это имеет биологическое значение?

Ответ:

Приспособленность проявляется в особенностях внешнего и внутреннего строения, функциях, поведении в зависимости от среды проживания.

6. Заполните таблицу "Приспособления организмов к определенным условиям существования".

Ответ:

Организм Особенности строения Особенности жизнедеятельности
1 2 3
Аскарида Круглый червь Паразит
Тюлень Млекопитающее, ластоногое Хищник
Пырей Злаковое растение, конвищный, многолетник Сорное растение
Бактерия Простейшее, одноклеточное В зависимости от вида

7. Среди перечисленных ниже организмов подчеркните одной чертой гетеротрофные, двумя - автортофные:

а) полынь
б) острица
в) утконос
г) хламидомонада
д) амеба
е) рожь
ж) акация
з) жерлянка

Ответ:

Гетеротрофные: Острица, утконос, амеба, жерлянка (б, в, д, з)

Автотрофные: Полынь, хламидомонада, рожь, акация (а, г, е, ж)

Укажите их отличительные черты

Ответ:

Гетеротрофы: не способны синтезировать органические вещества из неорганических.

Автотрофы: синтезируют органические вещества из неорганических.

8. Опишите, как происходит развитие живого организма.

Ответ:

Развитие идет по направлению от простого к сложному (эмбриональное - от образования зиготы до рождения; постэмбриональное - от рождения до гибели), к увеличению приспособленности организма к окружающей среде.

Какие факторы могут остановить или замедлить развитие животного (например, головастика)?

Ответ:

Замедлить развитие могут различные химические вещества, ухудшение внешних условий и нехватка пищи.



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: