§17 Художественная культура - cтраницы 60, 61, 62
1. Рассмотрите в учебнике репродукцию картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». Какое художественное направление она представляет? Назовите характерные черты этого направления.
Картина сохраняет в себе традиционные черты классицизма, такие как идеальность типов, условное построение групп, правильность канонов, но романтические театральные эффекты добавляют в нее дух романтизма - это сочетание стилей носило название академизма, представителем которого являлся К. Брюллов.
*Примечание. В то же время, Брюллов уже стремится передать психологическую правду и историческую достоверность, представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия, подчёркивает трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией, показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, что является чертами реализма.
Картина сохраняет в себе традиционные черты классицизма, такие как идеальность типов, условное построение групп, правильность канонов, но романтические театральные эффекты добавляют в нее дух романтизма - это сочетание стилей носило название академизма, представителем которого являлся К. Брюллов.
*Примечание. В то же время, Брюллов уже стремится передать психологическую правду и историческую достоверность, представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия, подчёркивает трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией, показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, что является чертами реализма.
2. Дайте определение понятий.
Художественная культура - это процесс создания, распространения, коллективного и индивидуального восприятия, духовного и материального освоения эстетических, художественных ценностей;
Художественный стиль - особое качество формы произведения искусства, достигаемое целостностью творческого метода, способов формообразования, приемов композиции, индивидуальной манеры и техники, свойственных художникам определенного исторического периода;
Классицизм - направление в искусстве, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу и характеризующееся ясностью и точностью образов, строгим подчинением канонам и идеальностью типов;
Сентиментализм - направление в искусстве, характеризующееся чувственным восприятием и обостренным эмоциональным отношением к окружающему миру;
Романтизм - направление в искусстве, характеризующееся утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных, бунтарских страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Реализм - направление в искусстве, характеризующееся стремлением к точному, объективному, правдивому изображению действительности.
Критический реализм - направление в искусстве, отображающее обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии окружающей социальной средой.
Художественная культура - это процесс создания, распространения, коллективного и индивидуального восприятия, духовного и материального освоения эстетических, художественных ценностей;
Художественный стиль - особое качество формы произведения искусства, достигаемое целостностью творческого метода, способов формообразования, приемов композиции, индивидуальной манеры и техники, свойственных художникам определенного исторического периода;
Классицизм - направление в искусстве, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу и характеризующееся ясностью и точностью образов, строгим подчинением канонам и идеальностью типов;
Сентиментализм - направление в искусстве, характеризующееся чувственным восприятием и обостренным эмоциональным отношением к окружающему миру;
Романтизм - направление в искусстве, характеризующееся утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных, бунтарских страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Реализм - направление в искусстве, характеризующееся стремлением к точному, объективному, правдивому изображению действительности.
Критический реализм - направление в искусстве, отображающее обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии окружающей социальной средой.
3. Какие картины перечисленных художников вам известны? Чем они вам запомнились?
К. П. Брюллов - «Последний день Помпеи». Трагичность в ситуации неотвратимой и неминуемой гибели;
О. А. Кипренский - «Портрет Пушкина». Выразительность, внутренний мир героя.
В. А. Тропинин - «Кружевница». Подчеркнутая типичность и внутренняя привлекательность образа;
А. А. Иванов - «Явление Христа народу». Контраст между убежденностью в вере и общим настроением людей;
П. А. Федотов - «Сватовство майора». Трагизм и безвыходность ситуации для молодой девушки;
А. Г. Венецианов - «Захарка». Искренность и выразительность героя.
К. П. Брюллов - «Последний день Помпеи». Трагичность в ситуации неотвратимой и неминуемой гибели;
О. А. Кипренский - «Портрет Пушкина». Выразительность, внутренний мир героя.
В. А. Тропинин - «Кружевница». Подчеркнутая типичность и внутренняя привлекательность образа;
А. А. Иванов - «Явление Христа народу». Контраст между убежденностью в вере и общим настроением людей;
П. А. Федотов - «Сватовство майора». Трагизм и безвыходность ситуации для молодой девушки;
А. Г. Венецианов - «Захарка». Искренность и выразительность героя.
4. Назовите крупнейших представителей российского театра и музыки первой половины XIX в. и определите их принадлежность к художественной школе романтизма или реализма.
5. Внесите в таблицу названия известных вам архитектурных памятников Москвы и Петербурга, выполненных в стиле ампир и русско-византийском стиле.
6. Авторами каких известных памятников были перечисленные архитекторы?
- А. Д. Захаров - комплекс зданий Адмиралтейства в С.-Петербурге;
- А. Н. Воронихин - Казанский собор и Горный институт в С.-Петербурге;
- К. И. Росси - здания Гл. Штаба, Сената, Александринский театр в С.-Петербурге;
- О. И. Бове - Театральная площадь и Большой театр в Москве;
- Д. И. Жилярди - Опекунский совет в Москве.
- К. А. Тон - Храм Христа Спасителя, Кремлевский дворец, Оружейная палата.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: