§23 Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права - cтраницы 13, 14, 15, 16, 17
1. Запишите ответы на вопросы.
1. Почему, несмотря на то что по реформе 1861 г. помещикам полагались значительные денежные выплаты, они так и не перестроили свои хозяйства на капиталистический лад?
Этому препятствовали образ жизни и воспитание помещиков, отсутствие навыков ведения хозяйства, необходимость значительных капиталовложений для реконструкции хозяйства, сохранение пережитков крепостничества и несовершенство самой реформы.
2. Какую роль в пореформенном сельском хозяйстве играла аренда земли? Почему в тогдашних российских условиях ее нельзя рассматривать как меру капиталистического переустройства сельского хозяйства?
За аренду земли крестьяне должны были обрабатывать оставшуюся не сданной в аренду помещичью землю собственным инвентарем. Эти отношения были видоизмененной формой прежних «повинностей» и не вели к развитию товарно-денежных отношений.
1. Почему, несмотря на то что по реформе 1861 г. помещикам полагались значительные денежные выплаты, они так и не перестроили свои хозяйства на капиталистический лад?
Этому препятствовали образ жизни и воспитание помещиков, отсутствие навыков ведения хозяйства, необходимость значительных капиталовложений для реконструкции хозяйства, сохранение пережитков крепостничества и несовершенство самой реформы.
2. Какую роль в пореформенном сельском хозяйстве играла аренда земли? Почему в тогдашних российских условиях ее нельзя рассматривать как меру капиталистического переустройства сельского хозяйства?
За аренду земли крестьяне должны были обрабатывать оставшуюся не сданной в аренду помещичью землю собственным инвентарем. Эти отношения были видоизмененной формой прежних «повинностей» и не вели к развитию товарно-денежных отношений.
2. Проанализируйте данные таблицы и запишите краткие выводы.
Большинство занятых в производстве рабочих на момент проведения реформы были «прикрепленными» заводскими крестьянами. Получив свободу они уходили с заводов. В то же самое время сельские крестьяне были переведены в положение временнообязанных и не могли покинуть деревню. Все это привело к значительному дефициту рабочих рук и вынужденному сокращению производства в промышленности.
Большинство занятых в производстве рабочих на момент проведения реформы были «прикрепленными» заводскими крестьянами. Получив свободу они уходили с заводов. В то же самое время сельские крестьяне были переведены в положение временнообязанных и не могли покинуть деревню. Все это привело к значительному дефициту рабочих рук и вынужденному сокращению производства в промышленности.
3. Запишите ответы на вопросы.
1. Почему экономические реформы в стране начались с реорганизации банковской системы?
Для успешного развития капиталистического производства необходимо наличие свободного капитала, что может обеспечить только развитая банковская система.
2. Почему в уставе Государственного банка содержались статьи, по которым основной и резервный капитал, а также деньги вкладчиков не могли быть использованы государственной казной?
Государственный банк создавался для содействия развитию наиболее важных отраслей промышленности. Нецелевое использование средств могло привести к убыткам, недостаточности инвестиций и подорвать доверие к Государственному банку.
1. Почему экономические реформы в стране начались с реорганизации банковской системы?
Для успешного развития капиталистического производства необходимо наличие свободного капитала, что может обеспечить только развитая банковская система.
2. Почему в уставе Государственного банка содержались статьи, по которым основной и резервный капитал, а также деньги вкладчиков не могли быть использованы государственной казной?
Государственный банк создавался для содействия развитию наиболее важных отраслей промышленности. Нецелевое использование средств могло привести к убыткам, недостаточности инвестиций и подорвать доверие к Государственному банку.
4. Прочитайте документы и запишите ответы на вопросы.
Из воспоминаний князя В. Мещерского
«[Министерство путей сообщения] представляло главный пункт, где тогда сосредотачивалась вся вакханалия железнодорожной горячки во всем ее разгаре. Тогда уже произносились имена железнодорожных монтекристо - вчера нищих, а сегодня миллионеров. Никто не мог понять, почему такие люди, как Мекк, Дервиз, Губонин, Башмаков и проч., которые не имели, во-первых, ни гроша денег, а во-вторых, никаких инженерных познаний, брались за концессии как ни в чем не бывало и в два-три года делались миллионерами».
Из дневника известного публициста А. Суворина
«О концессиях вздыхали как о манне небесной. Спит, спит в своей дыре какой-нибудь предприниматель, жаждущий не столько признательности своих граждан, сколько капиталов, и вдруг проснется со счастливой мыслью: «Ба! - восклицает он, ударяя себя по лбу, за покрышкой которого никогда ни одной идеи не таилось, - чего же я думаю? Дорога из Болванска в Дурновку имеет государственное значение. Тут - промышленность, и стратегия, и... черт знает еще что!»
1. О каком периоде в развитии российской экономики идет речь в документах?
О «железнодорожной горячке» 1868-1872 гг., характеризовавшейся стремительным ростом строительства железных дорог.
2. Что такое концессия?
Концессия - договор о передаче в эксплуатацию кому-либо на определенный срок принадлежащих государству природных богатств, компаний, предприятий и других хозяйственных объектов.
3. Какова была роль государства в возникновении «железнодорожной горячки»?
Государство было заинтересовано в развитии железных дорог и разработало программу привлечения к строительству частных лиц, предоставив им значительные льготы и поощрения.
4. Каковы последствия бурного железнодорожного строительства?
Способствовало развитию промышленности и торговли, увеличению грузооборота, созданию путей сообщения между регионами страны.
Из воспоминаний князя В. Мещерского
«[Министерство путей сообщения] представляло главный пункт, где тогда сосредотачивалась вся вакханалия железнодорожной горячки во всем ее разгаре. Тогда уже произносились имена железнодорожных монтекристо - вчера нищих, а сегодня миллионеров. Никто не мог понять, почему такие люди, как Мекк, Дервиз, Губонин, Башмаков и проч., которые не имели, во-первых, ни гроша денег, а во-вторых, никаких инженерных познаний, брались за концессии как ни в чем не бывало и в два-три года делались миллионерами».
Из дневника известного публициста А. Суворина
«О концессиях вздыхали как о манне небесной. Спит, спит в своей дыре какой-нибудь предприниматель, жаждущий не столько признательности своих граждан, сколько капиталов, и вдруг проснется со счастливой мыслью: «Ба! - восклицает он, ударяя себя по лбу, за покрышкой которого никогда ни одной идеи не таилось, - чего же я думаю? Дорога из Болванска в Дурновку имеет государственное значение. Тут - промышленность, и стратегия, и... черт знает еще что!»
1. О каком периоде в развитии российской экономики идет речь в документах?
О «железнодорожной горячке» 1868-1872 гг., характеризовавшейся стремительным ростом строительства железных дорог.
2. Что такое концессия?
Концессия - договор о передаче в эксплуатацию кому-либо на определенный срок принадлежащих государству природных богатств, компаний, предприятий и других хозяйственных объектов.
3. Какова была роль государства в возникновении «железнодорожной горячки»?
Государство было заинтересовано в развитии железных дорог и разработало программу привлечения к строительству частных лиц, предоставив им значительные льготы и поощрения.
4. Каковы последствия бурного железнодорожного строительства?
Способствовало развитию промышленности и торговли, увеличению грузооборота, созданию путей сообщения между регионами страны.
5. На карте на с. 16 отметьте районы наивысшего развития промышленного производства в 60-70-е гг. XIX в.
Придумайте свою легенду к карте (т. е. значки и цвет, которыми вы будете обозначать развитие тех или иных отраслей промышленного производства).
Придумайте свою легенду к карте (т. е. значки и цвет, которыми вы будете обозначать развитие тех или иных отраслей промышленного производства).
6. В конце 60-х - начале 70-х гг. были введены в строй важные железнодорожные линии: Москва-Курск, Курск-Киев, Курск-Харьков, Харьков-Одесса, Харьков-Ростов, Москва-Ярославль, Ярославль-Вологда, Москва-Тамбов, Тамбов-Саратов, Москва-Брест, Брест-Киев. Отметьте эти линии на карте на с. 16 и дайте письменный ответ на вопрос: каковы экономические результаты строительства этих железных дорог?
Строительство железных дорог способствовало развитию промышленности и торговли, значительному увеличению грузооборота.
Строительство железных дорог способствовало развитию промышленности и торговли, значительному увеличению грузооборота.
§21-22 Либеральные реформы 60-70 гг - стр. 9-13§24 Общественное движение: либералы и консерваторы - стр. 17-20
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: