4. Опорно-двигательная система - cтраницы 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27

30. Прочитайте п.10. Изобразите в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы.

Функции опорно-двигательной системы
  • опорная;
  • защитная;
  • двигательная.
31. Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения.
  • Органические вещества придают кости гибкость.
  • Неорганические вещества придают кости твёрдость.
  • Сочетание этих веществ обеспечивает прочность, упругость.
32. Впишите в текст о строении трубчатой кости пропущенные слова: суставный хрящ, надкостница, компактное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг.

Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостницей, а суставные поверхности головок - суставным хрящом. Внутри головок находится губчатое вещество, содержащее красный костный мозг, в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества, внутри которого находится костномозговая полость. Она заполнена желтым костным мозгом, представляющим в основном жировую ткань.
33. Ответьте, почему, несмотря на то что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее.

ОТВЕТ: Процесс отвердевания кончается.
34. Отчёт о лабораторной работе «Микроскопическое строение кости» (с.49 учебника).

1. На микропрепарате представлен поперечный срез кости.

2. Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиденных в микроскоп.


3. Ответы на вопросы задания №4 лабораторной работы.

Ответ: Поперечный срез. Самолет легче. Проходит больше воздух и поэтому легче.
35. Прочитайте п.11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите парные и непарные кости черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке.

36. Рассмотрите рисунок, на котором показаны осевой скелет и таз шимпанзе и человека. Ответьте на следующие вопросы.


1) Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека – 4?

ОТВЕТ: Человек – прямоходящий.

2) Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а у человека их нет?

ОТВЕТ: Защита от ударов.

3) Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков у человека больше, чем у гориллы?

ОТВЕТ: Человек – прямоходящий.

4) Почему таз у человека имеет форму чаши, а у шимпанзе – нет?

ОТВЕТ: Опора тела на него, а у шимпанзе нагрузка на ноги.
37. На рисунке изображены шейный, грудной и поясничный позвонки. Общие части позвонков обозначены цифрами, отличительные признаки – буквами. Впишите рядом с приведёнными ниже названиями частей позвонков цифры и буквы, которыми они отмечены на рисунке:



Тело позвонка – 5
Дуга – 2
Отверстие, образующее с другими позвонками позвоночный канал – 3
Задний отросток – 1
Боковые отростки -4
Отверстия шейных позвонков, через которые проходят в голову кровеносные сосуды – А
Суставные площадки на теле грудных позвонков и боковых отростков, сочленяющиеся с рёбрами – Б

Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков?

Ответ: Да, т.к. поясничные схожи с грудными.
38. Назовите показанные на рисунке кости.


1 – череп
2 – шейный позвонок
3 – ключица
4 – лопатки
5 – грудина
6 – рёбра
7 – плечо
8 – лучевая кость
9 – лучелоктевая кость
10 – таз
11 – крестец
12 – бедро
39. Ответьте на вопросы.

1) Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей? – 10 пар
2) Сколько пар рёбер заканчиваются свободно? – 2 пары
3) Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками? – Придают упругость, подвижность, снижают сотрясения при ходьбе, прыжках и т.д.
40. Напишите названия указанных на рисунке частей сустава.


1 – суставная хрящевая поверхность
2 - суставная хрящевая поверхность
3 – внутренняя связка
4 – суставная полость
41. Сделайте подписи к рисункам.


Кости верхней конечности:
1 – ключица
2 – лопатка
3 – плечевая кость
4 – лучевая кость
5 – локтевая кость
6 – запястье
7 – пясти
8 – фаланги пальцев

Кости нижней конечности и крестец:
1 – таз
2 – поясничный позвонок
3 – бедренная кость
4 – большеберцовая кость
5 – малоберцовая кость
6 – предплюсна
7 – плюсна
8 – фаланги пальцев.
42. Допишите утверждения.

Кисть от стопы отличается подвижными фалангами и пястями (кисть можно собрать в горсть!), длинными пальцами и противопоставлением большого пальца всем остальным. Стопа представлена мощными костями пяточной и таранной, короткими пальцами, большой палец – опора всем остальным. Своды стопы позволяют человеку ходить и держать равновесие.
43. Повторите статью «Разновидности мышечной ткани» п.8. Нарисуйте клетку гладкой и клетку поперечнополосатой мышечной ткани. Отметьте особенности.


Отметьте особенности поперечно-полосатой мышечной ткани:

Работают, как рефлекторно, так и по воле человека.
44. Рассмотрите рис. 34 учебника. Найдите брюшко и сухожилия двуглавой мышцы. Прочитав статьи «Макроскопическое строение мышцы» и «Движения в суставах» п. 13, впишите определяемые ниже понятия.

Сухожилие, прикрепляющееся к участку кости, которая чаще всего остаётся неподвижной, называется головка, а сухожилие, прикрепляющееся к подвижной кости, - хвост. Мышцы противоположного действия называются антагонистами, а мышцы, действующие в одном направлении – синергистами.
45. Выполните лабораторную работу «Мышцы человеческого тела» (с. 64 учебника) и, изучив рис. 35 и 36, заполните правый столбец таблицы.

46. Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты.

47. На рисунке показан мотонейрон. Подпишите его части.

48. Напишите, как надо организовать тренировку, чтобы был тренировочный эффект (синтез в мышечной ткани преобладал над распадом).

Ответ: Нужны равномерные тренировки.
49. Укажите последствия гиподинамии.
  • Изменения в мышцах: слабые мышцы
  • Изменения в костях: хрупкие и слабые
  • Изменения в крови: падает гемоглобин.
50. Заполним таблицу о регуляции работы мышц.

51. Впишите определяемые ниже понятия.

Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамической.
Работа, связанная с сохранением позы или удержанием груза, называется статической.
52. Отчёт о лабораторной работе «Утомление при статической работе» (с. 72 учебника).

53. Прочитайте п. 15 «Осанка. Предупреждение плоскостопия». Перечислите причины нарушения осанки.

Ответ: Если неправильно сидишь, ходишь согнувшись и спишь на мягком происходит её развитие.
54. Назовите факторы, способствующие развитию плоскостопия.

Ответ: Если не ходишь на каблуках и ходишь часто в кроссовках, то происходит развитие плоскостопия.
55. Отчёт о лабораторной работе «Осанка и плоскостопие» (с. 75 учебника).

I. Выявление нарушений осанки.

1. Выявление сутулости.

Вывод: У меня нет нарушения осанки.

2. Выявление нарушений в области поясничного изгиба.

При положении тела спиной к стене, когда пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) – ладонь.

Вывод:
У меня нет нарушения поясничного изгиба.

II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).

След в узкой своей части (заходит или не заходит) – не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 39 на с. 74 учебника).

Вывод:
У меня нет плоскостопия.
56. Прочитайте п. 16 «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов», рассмотрите рисунки и заполните таблицу.

57. При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сама рука зафиксирована с помощью косынки. Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?.

Ответ: Нужно наложить шину так, чтобы она не захватывала более 2 суставов.
58. Решите кроссворд № 4.


По горизонтали:
1. Кость осевого скелета.
3. Кость плечевого пояса, лежащая реди мышц спины.
6. Мышцы однонаправленного действия.
7. Твердая основа тела, состоящая из костей, хрящей и связок.
11. Часть грудной клетки.
12. Болезнь позвоночника.
14. Часть кости, обеспечивающая ее рост в толщину.

По вертикали:
1. Болезнь ног.
2. Элемент скелета.
4. Мышцы, действующие в противоположных напралениях.
5. Травма костей.
8. Кость плечевого пояса, очленяющаяся с грудиной.
9. Часть мышцы, оединяющая ее брюшко с костью.
10. Название пояса нижних конечностей.
13. Вид травмы.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: