3. Строение организма - cтраницы 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16

14. Укажите уровни организации человеческого организма, начиная с молекулярного.

Ответ: Молекула – клетка – ткань – орган – система органов – организм.
15. Рассмотрите рисунок, изображающий внутренние органы человека. Назовите указанные органы грудной и брюшной полости.


1 – гортань
2 – трахея
3 – лёгкие
4 – сердце
5 – околосердечная сумка
6 – диафрагма
7 – желудок
8 – печень
9 – желчный пузырь
10 – тонкая кишка
11 – толстая кишка
12 – аппендикс
16. Впишите в текст пропущенные слова.

Эндокринная система осуществляет регуляцию органов через кровь с помощью гормонов. Нервная система осуществляет регуляцию с помощью нервных импульсов, приходящих к органам по нервам.
17. Рассмотрите рисунок, изображающий строение животной клетки.



1) Определите, делится показанная на рисунке клетка или находится в состоянии между делениями. Поясните, почему вы так решили.


Она вскоре будет делиться, т.к. органы клетки делятся на две части.

2) Изучите четыре варианта подписей к рисунку. Укажите номер верного варианта.


№4.

3) Вспомните и напишите основные отличия животной клетки от растительной.

В ней не содержится хлорофил и она (животная) не может участвовать в фотосинтезе.
18. Нарисуйте схему, отражающую основные этапы деления клетки.

19. Закончите следующие фразы, вписав недостающие слова: внешняя среда, внутренняя среда, обмен веществ, биологическое окисление, клеточные структуры, энергия.

Среда, в которой находится организм, называется органической средой. Среда, в которой находятся клетки и ткани, является клеточной средой. Жидкость, омывающая мышцы, составляет межклеточные вещества. Содержимое пищеварительного канала относится к эпителию. Из кровяной клетки получают питательные вещества и кислород, необходимые для работы. Питательные вещества используются для построения тканей и восполнения энергии. Энергетические нужды клетки удовлетворяются за счёт питательных органических веществ.
20. Конкретизируйте схему «субстрат – фермент – продукты реакции» на примере опыта по разложению ферментом каталазой пероксида водорода. Допишите утверждения.

Субстратом в этом мире является пероксид водорода, ферментом – каталаза, продуктами реакции – кислород и вода.

Ответьте, почему с вареным картофелем эта реакция не идёт.

Потому, что картофель состоит из воды и сахара, но не из кислорода.
21. Кратко раскройте сущность следующих процессов жизнедеятельности клетки.
  • Обмен веществ – питательные вещества, поступающие в клетку, образуются в сложные и выделяется энергия.
  • Рост – увеличение размеров и массы клетки.
  • Развитие – её возрастные изменения и выполнение всех функций.
  • Раздражение – процесс воздействия на клетку.
  • Возбуждение – клетка включается в работу.
  • Покой – спокойное состояние клетки.
  • Возбудимость – возбуждённое состояние клетки.
22. Определите тип ткани, разновидности которой представлены на рисунке, и сделайте соответствующие подписи к рисункам.



1 – плоский эпителий
2 – мерцательный эпителий
3 – цилиндрический эпителий
4 – кубический эпителий.

Впишите недостающие слова в характеристику определённого вами типа ткани

Общие свойства эпителиальной ткани: клетки располагаются плотно. Межклеточного вещества мало. Основная функция – защитная и (или) секреторная, встречается в покровах или железах внешней и внутренней секреции.
23. Заполните таблицу.

24. Выполнив практические задания №1 и №4 под знаком «!» на с.39 учебника, допишите утверждения.

Шрамы на коже состоят из соединительной ткани. Они не загорают, потому что они не ороговевшие. Диафрагма образована эпителиальной тканью. К этому выводу приводит тот факт, что она выстилает поверхность сосудов и т.п.
25. Найдите и подпишите на рисунке дендриты, тело нейрона, аксон и синапс. Закончите утверждение.


Возбуждение или торможение нейрона Б будет зависеть от состава и количества биологически активных веществ содержащихся в жидкости.
26. Рассмотрите рисунок. Заполните таблицу, указав части рефлекторной дуги мигательного рефлекса и функцию каждой из них.

27. Объясните, в чём проявляется действие обратных связей в нервной системе. Каково их значение?

Ответ: К мозгу идёт связь с органами и также идёт информация об ответной реакции по каналам обратной связи.
28. Выполните практическое задание по изучению свойств мигательного рефлекса, описанного на с. 41-43 учебника. Запишите и объясните результаты.

Ответ: Число прикосновений к рефлексогенной зоне, достаточное для торможения рефлекса, - одно.
Центральное торможение мигательного рефлекса возможно, потому что происходят частичные прикосновения к рефлекторной зоне.
Значение мигательного рефлекса состоит в том, что он оберегает глаз от опасности и сухости.
29. Решите кроссворд №3.


По горизонтали:
2. Ответ на раздражение, осуществляемый с участием центральной нервной системы.
7. Отросток нейрона, проводящий возбуждение от тела нейрона.
9. Органоид, на котором происходит синтез белка.
10. Гуморальный регулятор, выделяемый эндокринными железами.
11. Часть клетки.
15. Органоид, в котором завершается окисление органических веществ.

По вертикали:
1. Биологический катализатор.
2. Воспринимающая часть рефлекторной дуги.
3. Контакт аксона с другими клетками.
4. Вещество, на которое действует фермент.
5. Фермент, разрушающий пероксид водорода.
6. Часть клетки, в которой находятся хромосомы.
8. Место нахождения молекул ДНК, определяющих наследственные особенности организма.
12. Органоид, определяющий границы клетки, а внутри клетки - направляющий потоки веществ от одних органоидов к другим.
13. Отросток нейрона, проводящий возбуждение к его телу.
14. Место сборки рибосом.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: