Тема 9. Обмен веществ и энергия - cтраницы 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87

165. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

Для чего нужен обмен веществ? У всех живых организмов есть обмен веществ?

166. Прочитайте §36 «Обмен веществ и энергии как основная функция организма». Объясните, почему обмен веществ и энергии считают важнейшим свойством всего живого.

Обмен веществ определяет цикличность жизни.

167. Дайте определения понятий.

Пластический обмен – синтез органических веществ (белков, жиров и углеводов), необходимых организму.

Энергетический обмен – биологическое окисление органических веществ, в результате которого образуется энергия.

168. Заполните таблицу, указав, какова роль белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды в обмене веществ и энергии.

Вещество Роль в обмене веществ и энергии
Белки Белки в организме выполняют структурно - пластическую, опорную, каталитическую, защитную, транспортную, антитоксическую и энергетическую функции
Жиры Жиры выполняют структурно - пластическую, регуляторную, теплоизоляционную и энергетическую функции
Углеводы Углеводы выполняют структурно - пластическую и защитную функции, а так же используются в качестве источника энергии
Минеральные соли Минеральные соли содержатся в клеточных ядрах и цитоплазме, в жидкостях, образующих внутреннюю среду, в пищеварительных соках и других биологических жидкостях
Вода Вода - универсальный растворитель, среда для биохимических процессов

169. Приведите примеры, подтверждающие использование организмом тепловой, механической и электрической энергии.
  1. Теплообмен.
  2. Движение.
  3. Электрические импульсы сердца.

170. Напишите, по какому критерию химические элементы, входящие в состав организма, подразделяют на макроэлементы и микроэлементы. Укажите элементы, относящиеся к этим группам.

В зависимости от величины потребностей организма в минеральных солях входящие в них элементы подразделяются на макро- и микроэлементы.

Макроэлементы: Ca, K, Na, Cl, P.

Микроэлементы: Fe, Co, Zn, F, l.

171. Перечислите водорастворимые и жирорастворимые витамины.
  • Водорастворимые витамины: С, В1, В2, В12.
  • Жирорастворимые витамины: А, D, Е.

172. Допишите утверждения, вписав в текст соответствующие слова в нужном падеже: отсутствие, избыток, недостаток.

Авитаминозы развиваются при отсутствии витаминов, гиповитаминозы – при недостатке витаминов, гипервитаминозы – при избытке витаминов.

173. Законспектируйте статью «Водорастворимые витамины» (§37), сведя материал в следующую таблицу.

Витамин Функции Симптомы авитоминоза и гиповитаминоза Источники витамина для организма
С Входит в состав многих ферментов, антител, предохраняет от окисления клеточные мембраны и другие органоиды Слабость, ухудшение иммунитета, кровоточивость десен, выпадение зубов (развитие цинга) Плоды шиповника, черной и красной смородины, лимоны, капуста
В1 Участвуют в работе окислительных ферментов Паралич, судороги, сердечная недостаточность, отеки, слабость Оболочки зерен злаковых растений, зеленый горошек, гречневая и овсяная крупы, хлеб грубого помола
В2 Влияет на состояние эпителия (особенно пищеварительного кнаала), влияет на функции слизистой оболочки ротовой полости и других органов пищеварения Восполение слизистой оболочки ротовой полости, белки глаз и внутренняя поверхность век, трещинки на уголках рта, нарушение зрения, малокровие Молочные продукты, яйца, печень, почки, гречневая крупа
В12 Созревание клеток крови в красном костном мозге Малокровие Продукты животного происхождения

174. Законспектируйте статью «Жирорастворимые витамины» (§37), сведя материал в следующую таблицу.

Витамин Функции Симптомы авитоминоза и гиповитаминоза Источники витамина для организма
А Зрение в темноте, рост эпителиальной ткани "Куриная слепота", слабость эпителиальных оболеч Продукты животного происхождения, вареные красные овощи
D Развитие костей Искривление костей, сниженный тонус мышц, неустойчивость к инфекциям Рыбий жир, печень , яичный белок
Е Нормальное функционирование органов размножения Анемия, неврологические растройства Рыбий жир, печень , яичный белок

175. Прочитайте статьи «Основной обмен» и «Общий обмен» (§38). Опишите, в чём различие между основным и общим обменом. Результаты сведите в следующую таблицу.

Основной обмен Общий обмен
Объем энергозатрат в нормальных комфортных усовиях Фактические энергозатраты, совершаемые человеком за единицу времени

176. Подсчитайте калорийность приведённых в таблице продуктов, используя данные статьи «Энергетическая ёмкость (калорийность) пищи» (§38).

§9. Обмен веществ и энергия - 1

Решите задачу и впишите результаты расчётов в таблицу.

Петя съел на завтрак яичницу из двух яиц и выпил стакан кефира с сахаром, а Миша – сосиску с капустой и стакан чая. Сколько килоджоулей (кДж) получил каждый из них?

§9. Обмен веществ и энергия - 2

177. Отчёт о лабораторной работ «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического баланса по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» (с. 245–247 учебника).

§9. Обмен веществ и энергия - 3

Исходя из сравнения результатов опыта с нормативными данными, приведёнными в таблице учебника, испытуемого можно отнести к категории здоровые тренированные.

Допишите ответы на вопросы.

При задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ, потому что кислород не поступает, газообмен не происходит.
При определённой концентрации углекислого газа в крови дыхание восстанавливается непроизвольно, потому что срабатывает безусловный рефлекс.
Эти воздействия называются гуморальными, потому что регуляция осуществляется с помощью гормонов.
После работы удаётся задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя, потому что после работы наблюдается учащенное сердцебиение , организм быстрее расходует кислород, поэтому и потребность в нем возникает быстрее
У тренированного человека энергетический обмен происходит более экономно, чем у человека нетренированного, потому что при регулярных тренировках и правильном питании возникает тренировочный эффект, в результате которого синтез обгоняет биологическое окисление.

178. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

Я узнал о правильном питании, о здоровье своего организма. Эти знания пригодятся мне в жизни (правильное питание, необходимость тренировок).



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: