§30. Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме - cтраницы 29, 30, 31, 32
1. Сформулируйте определения понятий.
- Биогеоценоз – этоустойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящееся в постоянном взаимодействии друг с другом и окружающей средой.
- Экосистема – биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, связей с окружающей средой.
- Растительное сообщество – устойчивая совокупность растений, обитающих на одной территории.
- Природное сообщество – совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определённой территории, влияющих друг на друга и окружающую среду.
2. Приведите примеры биотопа и кратко опишите взаимодействие обитающих в нем живых организмов.
Биотоп – сосновый лес.
Автотрофы: сосна, лишайник, мох, черника, брусника, некоторые травы. Они создают органические вещества.
Грибы – гетеротрофы – живут в симбиозе с автотрофами, деревьями, получая от них органические вещества и отдавая минеральные.
Потребители 1 порядка – травоядные животные. Это грызуны, некоторые птицы, насекомые и др.
Травоядные мышевидные грызуны, зайцы, а также копытные служат добычей хищникам (потребителям 2 и 3 порядка): волку, лисице, горностаю, ласке и кунице.
Все разновидности позвоночных, служат средой обитания и непосредственным источником питания для паразитов: насекомых и клещей, круглых и плоских червей, простейших, бактерий.
Животные и растения погибают и образуют мертвое вещество – детрит, которые используют разрушители – бактерии, некоторые грибы, черви. С их помощью образуются минеральные вещества, которые далее будут использованы растениями автотрофами. Так происходит круговорот веществ в природе.
В лесу существуют связи межу его обитателям – пищевые, за местообитание, брачные, помощь в расселении и распространение плодов и семян и др.
Биотоп – сосновый лес.
Автотрофы: сосна, лишайник, мох, черника, брусника, некоторые травы. Они создают органические вещества.
Грибы – гетеротрофы – живут в симбиозе с автотрофами, деревьями, получая от них органические вещества и отдавая минеральные.
Потребители 1 порядка – травоядные животные. Это грызуны, некоторые птицы, насекомые и др.
Травоядные мышевидные грызуны, зайцы, а также копытные служат добычей хищникам (потребителям 2 и 3 порядка): волку, лисице, горностаю, ласке и кунице.
Все разновидности позвоночных, служат средой обитания и непосредственным источником питания для паразитов: насекомых и клещей, круглых и плоских червей, простейших, бактерий.
Животные и растения погибают и образуют мертвое вещество – детрит, которые используют разрушители – бактерии, некоторые грибы, черви. С их помощью образуются минеральные вещества, которые далее будут использованы растениями автотрофами. Так происходит круговорот веществ в природе.
В лесу существуют связи межу его обитателям – пищевые, за местообитание, брачные, помощь в расселении и распространение плодов и семян и др.
3. Ознакомьтесь с заданием 5 к параграфу учебника и подготовьте сообщение. Составьте план.
4. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о двух-трех природных сообществах России. Составьте план сообщения.
План сообщения:
1. Природное сообщество луг.
2. Природное сообщество болото.
План сообщения:
1. Природное сообщество луг.
2. Природное сообщество болото.
5. Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)
Время проведения: 15 апреля
Цель: использовать знания о многообразии и жизнедеятельности растений, их взаимосвязи с условиями среды обитания для объяснения весенних явлений в экосистеме.
Материалы и оборудование: фотоаппарат, блокнот, ручка, карандаш, папка.
Ход экскурсии:
1. Запишите название экосистемы и названия преобладающих в ней видов растений, их жизненные формы.
Парк. Преобладают травы (одуванчики). Есть деревья: береза, тополь, каштан.
2. Назовите несколько цветущих видов растений (травянистых, кустарников, деревьев) и укажите сроки начала их цветения.
Одуванчик, шиповник, яблоня – первая половина апреля.
3. Опишите условия среды обитания двух-трех раннецветущих растений и их приспособленность к раннему цветению.
Одуванчик – яркий цветок, для привлечения насекомых-опылителей. У луковичных (тюльпан, нарцисс) питательные вещества запасены еще с осени. Насекомых еще не так много, погода нестабильная. Уветроопыляемых (береза) – много мелкой пыльцы.
4. Приведите примеры способов опыления у названных вами растений и имеющихся у них для этого приспособлений.
Яблоня, шиповник, одуванчик – насекомоопыляемые. У них яркий цветок, сильный аромат. Уветроопыляемых (береза) – много мелкой легкой пыльцы.
5. Выполните рисунки (сделайте фотографии) раннецветущих растений. 6. Сделайте вывод по результатам наблюдений.
Вывод: первоцветы имеют специальные приспособления, помогающие им выжить в условиях переменчивой погоды.
Время проведения: 15 апреля
Цель: использовать знания о многообразии и жизнедеятельности растений, их взаимосвязи с условиями среды обитания для объяснения весенних явлений в экосистеме.
Материалы и оборудование: фотоаппарат, блокнот, ручка, карандаш, папка.
Ход экскурсии:
1. Запишите название экосистемы и названия преобладающих в ней видов растений, их жизненные формы.
Парк. Преобладают травы (одуванчики). Есть деревья: береза, тополь, каштан.
2. Назовите несколько цветущих видов растений (травянистых, кустарников, деревьев) и укажите сроки начала их цветения.
Одуванчик, шиповник, яблоня – первая половина апреля.
3. Опишите условия среды обитания двух-трех раннецветущих растений и их приспособленность к раннему цветению.
Одуванчик – яркий цветок, для привлечения насекомых-опылителей. У луковичных (тюльпан, нарцисс) питательные вещества запасены еще с осени. Насекомых еще не так много, погода нестабильная. Уветроопыляемых (береза) – много мелкой пыльцы.
4. Приведите примеры способов опыления у названных вами растений и имеющихся у них для этого приспособлений.
Яблоня, шиповник, одуванчик – насекомоопыляемые. У них яркий цветок, сильный аромат. Уветроопыляемых (береза) – много мелкой легкой пыльцы.
5. Выполните рисунки (сделайте фотографии) раннецветущих растений. 6. Сделайте вывод по результатам наблюдений.
Вывод: первоцветы имеют специальные приспособления, помогающие им выжить в условиях переменчивой погоды.
Подведем итоги. Что вы узнали из материалов главы 4 «Многообразие и развитие растительного мира»? - стр. 25-29§31. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе - стр. 33-34
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: