§ 42. Предложения с обращениями - cтраницы 98, 99, 100, 101
213. Прочитайте отрывок из русской народной сказки "Лисичка со скалочкой". После обращения делайте паузу ( Ι ) и произносите их со звательной интонацией. Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?
По цели высказывания предложения с обращениями вопросительные.
По цели высказывания предложения с обращениями вопросительные.
214. Прочитайте, найдите обращение. Как они выделяются в устной речи и на письме на письме? Спишите, подчеркивая обращение.
Обращение на письме выделятся запятыми.
Если обращение стоит в начале предложения и содежит в себе восклицательную интонацию, то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).
В устной речи мы выделяем обращения с помощью звательной интонации и пауз.
215. Переставьте обращения в середину или в конец предложения. Прочитайте вслух получившиеся у вас предложения.
1. Мама, разреши мне сегодня пойти на книжную выставку. - Разреши мне сегодня, мама, пойти на книжную выставку. - Разреши мне сегодня пойти на книжную выставку, мама.
2. Ребята, не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку. - Не забудьте, ребята, подготовиться к олимпиаде по русскому языку. - Не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку, ребята.
216. Составьте предложения по схемам. ( Ο обозначает обращение).
1. Мама, а что у нас на обед?
2. Коля! Тебя потеряла твоя мама!
3. Вам, ребята, нужно выучить стихотворение до завтра.
4. У тебя дома очень вкусно пахнет, бабуля!
217. Прочитайте русскую народную песню. В каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких - подлежащими?
Уж как я ль мою коровушку люблю.
Уж как я ль то ей крапивушки нажну.
Кушай вволюшку, коровушка (обращение) моя;
Ешь ты досыта, бурёнушка (обращение) моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью:
Чтоб сыта была коровушка (подлежащее) моя,
Чтобы сливочек бурёнушка (подлежащее) дала.
218. Придумайте ситуацию, когда к молодому врачу Николаю Ивановичу Рыбакову уместно обратиться, называя его:
- Николай Иванович;
- Николай;
- сынок (сыночек);
- господин Рыбаков;
- коллега;
- молодой человек;
- доктор.
Составьте и запишите 2-3 предложения с обращениями. Составьте схемы.
1. Николай Иванович, а когда мне лучше прийти на повторный прием. (обращение пациента на работе). 2. Николай, о вас очень хорошо отзываются ваши пациенты. (обращение начальства на работе) 3. Сынок, я так горжусь тобой! (обращение мамы к сыну). 4. Мы рады, господин Рыбаков, что вы смогли уделить нам время. (обращение на деловой встрече) 5. Как вы думаете, коллега, здесь поможет медикаментозное лечение? (обращение коллеги) 6. Молодой человек, разрешите спросить. (обращение незнакомца). 7. Я могу сегодня есть, доктор? (обращение пациента).
219. Составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в следующих ситуациях:
- вы хотите узнать дорогу;
- вы просите продавца показать товар;
- вы спрашиваете, который час.
Молодой человек, подскажите, пожалуйста, где находится остановка?
Извините, а вы подскажете, где здесь у вас гречка?
Можно узнать, который сейчас час?
220. Как по-разному (по фамилии, имени и отчеству, словом с уменьшительно - ласкательной окраской) могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте 5 предложений с различными обращениями, адресованными одному лицу.
Юля, идем кушать! Юлечка, ты сегодня прекрасно выглядишь. Юлия Александровна, вас приглашают в конференц-зал. Дорогая Юлия, я поздравляю тебя с получением ученой степени! Юлька, я ты пойдешь в кино?
221. Прочитайте фрагменты из письма М. Горького своему сыну. Выпишите предложения с обращениями, поставьте нужные знаки препинания. Что можно сказать, судят только по этим обращением, об отношении М. Горького к сыну?
Предложения с обращениями: Посылаю тебе, дружище, книгу "Живое слово", в ней собраны лучшие (слов.) образцы (образец) русского (слов.) языка ...
Пока, до свидания! Обнимаю тебя, детишка моя !
Судя по обращениям, можно сказать, что М. Горький любил своего сына и очень по нему скучал в разлуке.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: