§ 41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами - cтраницы 94, 95, 96, 97
204. Спишите, подчеркните однородные члены. Поставьте, где необходимо, запятую. Вспомните, как пишется частица не с глаголами.
Прочитайте пословицы с подходящей интонацией, делая паузу между союзами а, но. Расскажите о случае, когда уместно было бы употребить одну из этих пословиц.
Людей слушай, а свой ум имей. Эту пословицу можно употребить в ситуации, когда нужно принять важное решение, например, куда пойти учиться после школы. Можно прислушиваться к мнению окружающих, но все советы необходимо проанализировать и итоговое решение принять самостоятельно.
205. Прочитайте. Спишите, подчеркните однородные члены. Расставьте пропущенные запятые. Укажите, чем выражены однородные члены, обведите кружком союзы.
206. Выпишите вначале предложения, в которых однородными являются главные члены, а затем Предложения с однородными второстепенными членами. Поставьте пропущенные запятые.
Предложения, в которых однородными являются главные члены:
1. Кот увидел Каштанку, вскочил, вытянул спину, задрал хвост и взъерошил шерсть. 3. Каштанкою овладели отчаяние и ужас. 4. Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила еще жалостнее. 5. Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой.
Предложения с однородными второстепенными членами:
2. Гусь заговорил о чем-то быстро, горячо, отчетливо и непонятно. 6. Сначала он дал ей хлеба и зеленую корочку сыра, потом кусочек мяса.
207. Раскройте скобки, закончите предложения, вставляя нужный по смыслу cоюз (и, а, но) и расставляя пропущенные запятые. Какие члены предложения являются однородными? Подчеркните их.
208. Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов в составленных предложениях. Используйте подходящие по смыслу союзы, не забудьте о запятых. Подчеркните этические основы предложений.
1. Древние египтяне делали лодки из тростника-папируса и плавали по Нилу и даже по морям.
2. На деревянных лодках некогда путешествовали по Руси, двигались по рекам и озерам.
3. Жители островов Океании тоже делали деревянные лодки, выдалбливали их из целого ствола дерева.
4. Люди построили теплохады и катера, но по-прежнему применяют лодки.
5. В настоящее время гондолы используют в Венеции, на них плавают по улицам-каналам этого города.
209. Каждой группе слов подберите одно с общим для них значением, затем запишите слова по образцу. В конце предложения можно ввести еще однородные члены, продолжив перечисление. Прочитайте свою запись. Слово с общим значением следует прочесть с предупредительной интонацией, т. е. с повышением тона.
↑
1. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, имя числительное, наречие.
↑
2. Знаки препинания: запятая, тире, двоеточие, точка, скобка, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой.
↑
3. Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
↑
4. Члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, подлежащее, сказуемое.
210. Подберите и вставьте в каждое предложение слово, которое являлось бы обобщающим по значению для стоящих после него однородных членов. Запишите составленные предложения, поставьте двоеточие.
1. В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна, осина, дуб, береза, клен.
2. В реке мы ловили и мелкую и крупную рыбу: окуней, плотву, ершей, щук.
3. Весной к нам вернулись перелётные птицы: скворцы, дрозды, дикие утки.
4. Летом на лугах распускаются цветы: ромашки, васильки, колокольчики.
211. Найдите обобщающие слова. Спишите предложения, ставя двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.
1. В тайге водятся хищные животные: волки, лисы, медведи.
2. Спортсмены ведут тренировки во все времена года: зимой, летом, весной и осенью.
3. Пятиклассник без ошибок написал названия дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
4. На полке лежали инструменты: молоток, долото, пила, клещи.
212. Диктант. Подчеркните однородные члены и запятую между ними, объясните написание глаголов на -тся и -ться.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: