71. Используя слова (словосочетания), дайте определения имени существительного, имени прилогательного и глагола.

Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Имя прилогательное означает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?


72. Прочитайте чтихотворение Т.Литвиновой "Мы чинили табурет". Какое настроение оно создаёт у вас?

Какие из записанных слов склоняются, какие - спрягаются, а какое слово никак не изменяется? Распределите выделенные в тексте части речи по следующим колонкам:

Имена существительные Местоимения Глаголы Наречия
Табурет
Гвозди
Мама
Минута
Ножки
Молоток
Брат
Мы
Нам
Я
Чинили
Дала
Пилил
Работал
Рано
Подряд

Имена существительные - склоняются, глаголы - спрягаются, а наречия не изменяются.

Стихотворение задает задорное, веселое настроение.

73. Выпишите в первый стобик существительные, во второй - прилогательные, в третий - глаголы. Выделите в словах корни.


Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 15. Части речи - 1



74. Прочитайте стихотворение О. Высотской. Какие части речи в нём названы? Выпишите их название в столбик и приведите на каждую часть речи по 2-3 своих примера. Откройте оглавление вашего учебника. Сколько разднлов в нём посвящено частям речи?

Существительное - собака, школа, парта.
Глагол - учиться, сидеть, выходить, стоять.
Прилагательное - смешной, грустный, красивый.
Местоимение - я, ты, он, она.
Числительное - сто, десять, пятнадцать, сорок два.
Наречие - хорошо, высоко, легко.
Частицы - не, ни, ли, то.
Междометия - ой, ай, ох, ах, ух.

В учебнике посвящено три раздела частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол).


75. Озаглавьте рассказ словами из текста. Выпишите выделенные слова вместе с теми словами, к которым они относятся, задайте вопросы. Выделенные слова - это наречия. Они не изменяются, т.е. не склоняются и не спрягаются. Подчеркните наречия по образцу.

Встреча со страшным зверем

Хотел кинуть (куда?) назад. Сжимая (как?) крепко. Шагнул (как?) твёрдо. Прыгнуло (как?) вдруг. Убегать (как?) страшней.

Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 15. Части речи - 2



76. Подготовьтесь к игре "Я пересказываю, ты слушаешь". Вспомните приёмы слушания. Разделитесь на трри команды. Ученик из первой команды пересказывает текст упр. 75, а другие слушают и оценивают пересказ (точность, соответствие стилю, интонационную выразительность, жесты и т.д.). Затем ученик из второй команды пересказывает этот же текст; его пересказ оценивают члены команд - соперниц. Выигрывает та команда, которая лучше других перескает текст и убедительнее оценить
пересказ.

Задание выполняется самостоятельно.


77. Разбейте текст на три абзаца. Спишите любые два абзаца, подчеркивая наречия, относящиеся к выделенным глаголам. Какое правило вы применяли, вставляя пропущенные буквы? Укажите во втором предложении главные члены.


Быстро, но осторожно Владик и Толька перебегали дорожки (у дорожек), ныряли в чащу (ча - ща) кустарника, ползли вверх, спускались вниз, ничего не сотавляя на своём пути незамеченным. Вскоре они очутились (чу - щу) высоко над берегом моря.
Слева громоздились изрезанные ущельями (разделит. ь, перед я) горы. Справа торчали (ча-ща) остатки невысокой крепости. Ребята остановились. Было очень жарко. Торжественно гремел из-за пыльного кустарника мощный хор невидимых цикад.
Внизу плескалось море. А кругом не было ни души (жи-ши). Потихоньку ощупывая каждый камушек, они прошли метров пять. Здесь ход круто сворачивал направо. Они решительно повернули вправо. (А.Гайдар)

Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 15. Части речи - 3

*Цыкада - хоботное прыгающее насекомое, издающее стрекотание.

При втсавке пропущенных букв я применяла правила: "Проверяемая согласная в корне слова; буква а, и, у после шипящих; разделительный ь".

78. Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря. Напишите, что вы видите и слышите вокруг себя (вдали, вблизи, слева, справа, вверху, внизу). Подчеркните в тексте наречия.


Я стою на краю высокого обрыва. Впереди меня бескрайнее волнующееся море. Темно-синие волны вздыбаются и разибваются о камни в миллионы белых брызг. На горизонте море сливается с небом. Бушует непогода, надвигается гроза. Сзади меня степь. Трава прижимается к земле порывами ветра, не видно ни одного насекомого или животного, все попрятались в преддверии грозы.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: