§ 15. Части речи - cтраницы 35, 36, 37, 38
71. Используя слова (словосочетания), дайте определения имени существительного, имени прилогательного и глагола.
Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имя прилогательное означает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
72. Прочитайте чтихотворение Т.Литвиновой "Мы чинили табурет". Какое настроение оно создаёт у вас?
Какие из записанных слов склоняются, какие - спрягаются, а какое слово никак не изменяется? Распределите выделенные в тексте части речи по следующим колонкам:
Имена существительные | Местоимения | Глаголы | Наречия |
Табурет Гвозди Мама Минута Ножки Молоток Брат |
Мы Нам Я |
Чинили Дала Пилил Работал |
Рано Подряд |
Имена существительные - склоняются, глаголы - спрягаются, а наречия не изменяются.
Стихотворение задает задорное, веселое настроение.
73. Выпишите в первый стобик существительные, во второй - прилогательные, в третий - глаголы. Выделите в словах корни.
74. Прочитайте стихотворение О. Высотской. Какие части речи в нём названы? Выпишите их название в столбик и приведите на каждую часть речи по 2-3 своих примера. Откройте оглавление вашего учебника. Сколько разднлов в нём посвящено частям речи?
Существительное - собака, школа, парта.
Глагол - учиться, сидеть, выходить, стоять.
Прилагательное - смешной, грустный, красивый.
Местоимение - я, ты, он, она.
Числительное - сто, десять, пятнадцать, сорок два.
Наречие - хорошо, высоко, легко.
Частицы - не, ни, ли, то.
Междометия - ой, ай, ох, ах, ух.
В учебнике посвящено три раздела частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол).
75. Озаглавьте рассказ словами из текста. Выпишите выделенные слова вместе с теми словами, к которым они относятся, задайте вопросы. Выделенные слова - это наречия. Они не изменяются, т.е. не склоняются и не спрягаются. Подчеркните наречия по образцу.
Встреча со страшным зверем
Хотел кинуть (куда?) назад. Сжимая (как?) крепко. Шагнул (как?) твёрдо. Прыгнуло (как?) вдруг. Убегать (как?) страшней.
76. Подготовьтесь к игре "Я пересказываю, ты слушаешь". Вспомните приёмы слушания. Разделитесь на трри команды. Ученик из первой команды пересказывает текст упр. 75, а другие слушают и оценивают пересказ (точность, соответствие стилю, интонационную выразительность, жесты и т.д.). Затем ученик из второй команды пересказывает этот же текст; его пересказ оценивают члены команд - соперниц. Выигрывает та команда, которая лучше других перескает текст и убедительнее оценить пересказ.
Задание выполняется самостоятельно.
77. Разбейте текст на три абзаца. Спишите любые два абзаца, подчеркивая наречия, относящиеся к выделенным глаголам. Какое правило вы применяли, вставляя пропущенные буквы? Укажите во втором предложении главные члены.
Быстро, но осторожно Владик и Толька перебегали дорожки (у дорожек), ныряли в чащу (ча - ща) кустарника, ползли вверх, спускались вниз, ничего не сотавляя на своём пути незамеченным. Вскоре они очутились (чу - щу) высоко над берегом моря.
Слева громоздились изрезанные ущельями (разделит. ь, перед я) горы. Справа торчали (ча-ща) остатки невысокой крепости. Ребята остановились. Было очень жарко. Торжественно гремел из-за пыльного кустарника мощный хор невидимых цикад.
Внизу плескалось море. А кругом не было ни души (жи-ши). Потихоньку ощупывая каждый камушек, они прошли метров пять. Здесь ход круто сворачивал направо. Они решительно повернули вправо. (А.Гайдар)
*Цыкада - хоботное прыгающее насекомое, издающее стрекотание.
При втсавке пропущенных букв я применяла правила: "Проверяемая согласная в корне слова; буква а, и, у после шипящих; разделительный ь".
78. Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря. Напишите, что вы видите и слышите вокруг себя (вдали, вблизи, слева, справа, вверху, внизу). Подчеркните в тексте наречия.
Я стою на краю высокого обрыва. Впереди меня бескрайнее волнующееся море. Темно-синие волны вздыбаются и разибваются о камни в миллионы белых брызг. На горизонте море сливается с небом. Бушует непогода, надвигается гроза. Сзади меня степь. Трава прижимается к земле порывами ветра, не видно ни одного насекомого или животного, все попрятались в преддверии грозы.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: