§ 8. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова - cтраницы 18, 19, 20, 21, 22
29. Прочитайте стихотворение С.Михалкова. Найдите однокоренные слова. Выпишите выделенные слова столбиками: слова с ударениями на корне пометсите сверху, ма с ударениями не на корне - снизу. Ударную гласную подчеркните двумя черточками, а безударную - одной.
Ходики | Час | День |
Ходили | Часовой | Деньской |
31. Подберите однокоренные проверочные слова.
Ночной - ночь, пастух - пас, небесный - небо, полевой - поле, холмистый - холм, заглядеться - взгляд, удивляться - диво, оживать - жив, кормить - корм, плясать - пляски, запах - запахнет.
32. Найдите проверочное слова для каждой группы слов, расположите его в круге. Остальные слова расположите вдоль стрелок. В словах мвыделите корень и поставьте ударение.
33. Озаглавьте текст. Выпишите слова с пропущенными гласными в корне. Обозначьте выделенную орфограмму, т.е.: 1) подчеркните её одной чертой; 2) выделите корен; 3) поставьте ударение; 4) рядом запишите проверочное слово и подчеркните в нём двумя чертами ударную гласную (см. образец в правиле).
Попавшие в грозу
Наташа села и взяла на колени брата, укрыв руками его голову от ветра и дождя. Антошка приподнялся на коленях Наташи и посмотрел вокруг, терпеливо жмурясь от бури, от колосьев и водяных капель, бьющих его по лицу. Он увидел черное, близкое, бегущее небо, а ниже его неподвижно висели серые облока...
34. Прочитайте стихотворение А.Шибаева. Что неправильно написал Мишка в "письмишке"? Запишите выделенные предложения в исправленном виде. Какие правила орфографии не знает Мишка?
Здесь чудный лук, и я лижу. - Здесь чудный луг, и я лежу.
Здесь - лиса, красивый длинный прут. - Здесь - леса, красивый длинный пруд.
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни.... - Когда отряд идёт в поход, я запеваю песни....
На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен.... - На днях в лесу нашёл я груздь и очень был доволен....
Мишка не знает правила русского языка "Проверяемая безударная гласная в корне и проверяемая согласная на конце слова".
36. Выпишите пары одинаково произносимых слов. Чтобы стало ясно их значение, поберите к каждому подходящее по смыслу слово.
Сидеть на стуле- седеть рано,
Поласкать кошку - полоскать бельё,
Спеши на урок - спиши текст.
37. Проверьте написание безударных гласных в корне по словарю "Пиши правильно!"
Велосипед, гимнастика, маршрут, кочевник.
38. В левый столбик выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне, в правый с непроверяемимы. Подчеркните безударную гласную корня.
39. Диктант (см. памятку на стр. 169)
Удивительный (диво) урожай моркови и капусты, зелёная (зелень) полоса (полосы) картофельного поля, тяжёлые (тяжесть) колосья (колос) пшеницы, запах (пахнет) земляники (земли), закаляться (закалка) летом, спортивные (спорт) достижения (достигнуть).
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: