Тема 11. Повторение - cтраницы 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70
НЕОБХОДИМЫЙ УРОВЕНЬ
Выбери один вариант ответа и обведи его в кружок (№ 1-7).
1. Есть антонимы в пословице
1) Землю солнце красит, а человека труд.
2) Тише едешь - дальше будешь.
3) Человек без воли что каша без соли.
4) Сытый голодного не разумеет.
3. Пишется буква и в слове
1) плыть на лодк_
2) держать на ладон
3) в утренн_м свете
4) к могуч_му дубу
4. Пишется буква е в слове
1) лыш_т
2) увид_ла
3) почу_ть
4) постро_т
5. Нужно поставить запятую в сложном предложении
1) Медведь и плавает отлично и на деревья легко взбирается.
2) К осени нагуляет медведь жиру и вдруг пропадает у него аппетит.
3) Мишка косолапый по лесу идёт шишки собирает в сумочку кладёт.
4) Найдёт топтыгин малинник заляжет в кусты и прямо с веток обсасывает ягоды.
6. Схеме соответствует предложение
1) Щенок лежит в корзинке, какой-нибудь мальчик сидит рядом с ним на полу и гладит его косматую голову.
2) Карлсон опустился на колени возле паровой машины, и глаза его заблестели.
3) Карлсон сделал небольшой круг, облетел вокруг трубы, затем он набрал скорость и пронёсся мимо Малыша.
4) «Спокойствие, только спокойствие!» — сказал Карлсон и предостерегающе поднял свою пухлую ручку.
7. Найди «лишнее» слово:
1) побежать
2) побежит
3) побежал
4) побег
8. Распредели признаки по частям речи, обозначенным цифрами (одинаковые признаки могут быть в нескольких группах).
1) имя существительное
2) имя прилагательное
3) глагол
а) время
д) число
е) спряжение
ж) склонение
б) лицо
в) род
г) падеж
1) в, г, д, ж
2) в, г, д
3) а, б, в, д, е
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
Самостоятельно запиши ответ в строке или указанном месте (№ 9-10).
9. Слова имеют в нашей жизни очень большое значение. Без них мы не могли бы назвать то, что нас окружает. Вот небольшой рыжий лесной зверёк-грызун с пушистым хвостом — это белка.
Этот зверёк получил своё название по цвету (жители Древней Руси так называли редкую породу
этих животных). Но сегодня со словом белый нет никакой связи, поэтому разобрать по составу данное слово нужно так:
. Детёныша этого зверька называют
(разбери это слово по составу). В корнях этих слов наблюдается чередование гласных.
Слово белка, называющее зверька с пушистым хвостом, состоит из пяти звуков и пяти букв. Разделить по слогам его можно так: бел-ка.
Об этом слове можно сказать, что оно является (часть речи) существительным, относится к женскому роду, 1 склонению. Это слово сочетается с прилагательным, являясь главным для него словом, например, рыжая белка.
Если поставить это слово в В.п., то зависимое слово будет стоять в В.п. рыжую белку.
Запиши полученное словосочетание и выдели окончание в зависимом слове
рыжую белку
Придумай и запиши предложение с этим словом
В лесу мы увидели рыжую белку.
В предложении это слово является дополнением.
Составь схему предложения
В составленном предложении найди глагол и разбери его как часть речи.
Увидели (что сделали?)
Н.ф. видеть, 2 спр. (искл.), мн.ч., прош.вр.
10. Прочитай текст.
1) Ещё при жизни Ломоносов стал воплощением русской культуры и всего русского. 2) Он сделал открытия в физике, химии, географии, истории и других науках, упростил русский язык, постиг тайны античной мозаики, был поэтом и художником. 3) Но как же трудно складывалась судьба его открытий.
4) Ломоносов не только открывал новое, он вступал в бой со старым. 5) А здесь требуется не просто гениальность, но и мужество, воля, упорство.
6) Ломоносов не был кабинетным учёным. 7) Это был крупный, быстрый и сильный человек. 8) Нрав Ломоносов имел хоть добрый и весёлый, но крутой и вспыльчивый до ярости. 9) Однажды задумали его ограбить три матроса на Васильевском острове. 10) Он пришёл в ужасное негодование, одного уложил без чувств, другого с разбитым лицом обратил в бегство, а третьего решил ограбить сам. 11) Ломоносов снял с него куртку, камзол, штаны, связал узлом и принёс добычу домой. 12) Недаром Пушкин говорил: «С ним шутить было накладно».
13) Его разносторонность и огромность сделанного им рождают уверенность в его научном долголетии. 14) На самом деле Ломоносов умер рано. Ему было всего 54 года. 15) Перед смертью он сказал: «Жалею я только о том, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мною...».
(По книге Я. Голованова «Этюды об учёных»)
Подбери к нему название.
О Ломоносове.
Укажи падеж всех имён существительных в предложении № 2.
Он сделал открытия (В.п.) в физике (П.п.), химии (П.п.), географии (П.п.), истории (П.п.) и других науках (П.п.), упростил русский язык (В.п.), постиг тайны (В.п.) античной мозаики (Р.п.), был поэтом (Т.п.) и художником (Т.п.).
Определи спряжение всех глаголов в предложении № 10.
Он пришёл (1 спр.) в ужасное негодование, одного уложил (2 спр.) без чувств, другого с разбитым лицом обратил (2 спр.) в бегство, а третьего решил (2 спр.) ограбить (2 спр.) сам.
Подбери антонимы ко всем именам прилагательным в предложении № 8.
добрый - злой, веселый - грустный, крутой - пологий, покладистый - вспыльчивый.
Составь схему предложения № 11.
Кратко передай содержание текста в трёх предложениях, используя сложное предложение, предложение с однородными членами и предложение с прямой речью.
Ломоносов делал не только новые открытия, он еще и вступал в бой со старыми, неверными. Это был не просто гениальный человек, но еще и упорный, смелый. Перед смертью он создал: "Жалею я только о том, что все мои намерения исчезнут вместе со мной...".
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: