§34. Повторение - cтраницы 185, 186, 187, 188, 189, 190
461. Прочитай текст. Какова его главная мысль? Сколько в тексте частей? Найди в тексте и назови разные части речи: имена существительные, имена прилагательные, местоимения, глаголы, предлоги.
Выпиши одно существительное, одно прилагательное, один глагол и одно местоимение, разбери их как часть речи. Объясни написание большой буквы в словах.
Главная мысль: Крещение Руси дало возможность Владимиру защитить ее от набегов врагов, а после крещения людям стали давать новые имена.
В тексте всего две части.
Людям (кому?) сущ. Н.ф. – люди одуш., мн.ч.
Давали (что делали?) глаг. Н.ф. – давать прош. Вр., мн.ч.
Киевский (какой?) прил. Н.ф. – киевский м.р., ед.ч.
Он (кто?) мест. Н.ф. – он 3-е л., ед.ч.
Большая буква пишется в именах собственных (Владимир, Александр, Евгений, Елена, Петр, Павел), названиях государств (Русь, Греция, Византия).
462. Прочитай стихотворение – загадку. О ком или о чем в нем идет речь? Как бы ты озаглавил это стихотворение? Чем интересны выделенные пары слов? Какие это части речи?
Выпиши глаголы с приставками. Выдели приставки. Как ты думаешь, почему в этом маленьком стихотворении так много глаголов? Найди и выпиши глагол в неопределенной форме, выдели суффикс.
463. Прочитай предложения. Найди и подчеркни простым карандашом однокоренные слова. Какая ошибка допущена в каждом из этих предложений? Исправь речевую ошибку, запиши предложения. Рядом в скобках напиши, какие это предложение по цели высказывания и по интонации.
464. Прочитай текст. Что нового ты узнал о русских фамилиях?
Выпиши слова, в которых есть: 1) орфограммы – буквы гласных; 2) орфограммы – буквы согласных; 3) орфограммы – буквы ъ и ь; 4) орфограмма – пробел между словами. Обозначь эти орфограммы.
Из текста можно узнать, от какого латинского слово произошло слово фамилия. Фамилия означает семья. В русском языке это специальное имя целой семьи. Первыми получили фамилию люди знатного происхождения. Позже фамилии получили торговые, служилые люди.
орфограммы-буквы гласных: фамилия, происходит, латинского, семья, языке, специальное, семейное, зовется, Королевы, Журавлевы, получили, князья, бояре, давались, названиям, владений, Тверские, Мещерские, Коломенские, торговые, Тамбовцевы. Ростовцевы, Смоляниновы, Москвитиновы, Астраханцевы, большинства, крестьян, постоянных, почти, начала, двадцатого.
Орфограммы-буквы согласных: русском, позже, двадцатого.
Орфограммы-буквы ъ и ь: семья, давались, большинства, крестьян.
Орфограмма-пробел: от латинского, в русском, по названиям, из каких, не было, до начала.
465. Прочитай слова. Подчеркни в них орфограммы простым карандашом. Какие это орфограммы? В каких частях слова они находятся? Запиши каждое слово в нужную графу таблицы. Если в слове две разные орфограммы, запиши его два раза в разные графы. Обозначь орфограммы.
1) Орфограммы-буквы гласных звуков: холодок (холод, холодный), питье (пить), белить (белый), приказ, рассвет, городской (город), стихотворение (стих, стихотворец), поход, отъезд, воробьи (воробышек), опасный, водопад (воды).
2) Орфограммы-буквы согласных звуков: суббота, часто, шины, указка (указочка), приказ (приказы), лестница, рассвет, городской (города), поход (походы), отъезд (отъезды), известный (известие), жужжат, глазки (глазок), опасный (опасен), грущу, водопад (водопады).
3) Орфограммы-буквы ъ и ь: питье, отъезд, польха.
4) Орфограмма-пробел: синюю юбку, не умеет, в пути, у нас, в новом (доме).
466. Прочитай слова. Подчеркни в них орфограммы. Какие это орфограммы? В каких частях слова они находятся? Выпиши отдельно слова орфограммами – буквами гласных звуков в приставках, в корнях и в окончаниях слов. Обозначь орфограммы. Какое слово ты не выписал? Почему?
Орфограммы-буквы гласных звуков
Слово съел не вписано, потому что это орфограмма-буква ъ.
467. Прочитай текст. Какие два высоких свойства есть у русского языка?
Запиши предложение и выполни его разбор. Язык передает мысли понятно и точно. Выпиши выделенные слова. Расскажи все, что ты знаешь об этих словах.
У русского языка есть два высоких свойства: передавать мысли, нарисовать картину, описать событие.
Язык передает (что?) мысли (как?) понятно и (как?) точно. (прост., повеств., невоскл., с однород. Второстепен. Членами.)
Ты – состоит из двух звуков [т], [ы], которые обозначены двумя буквами. Произношение совпадает с написание. Это местоимение 2-го лица, ед.ч., отвечает на вопрос (кто?), указывает, но не называет предмет, в предложении является подлежащим.
Овладеть – слово из восьми букв, которые обозначают семь звуков [а], [в], [л], [а], [дʼ], [э], [тʼ], мягкий знак на конце слова смягчает согласный т. Произношение не совпадает с написанием. Это глагол в неопределенной форме, отвечает на вопрос (что сделать?), входит в состав сказуемого хочешь овладеть. Однокоренные слова: владеть, завладеть, владыка.
Язык – слово состоит из пяти звуков [й], [а], [з], [ы], [к], но четырех букв. Произношение не совпадает с написанием.
Слово обозначает предмет, это существительное, отвечает на вопрос (что?), в предложении является подлежащим.
Слово имеет несколько значений, синонимы: языкастый, язычок, иноязычный.
Человек – слово состоит из семи звуков [чʼ], [и], [л], [а], [вʼ], [э], [к], обозначенных семью буквами. Произношение не совпадает с написанием. Обозначает предмет, это существительное, отвечает на вопрос (кто?). однокоренные слова: человечек, человечный, человекообразный. В предложении является подлежащим, но может играть роль второстепенного члена предложения.
Веселый – состоит из семи букв и семи звуков [вʼ], [и], [сʼ], [о], [л], [ы], [й]. произношение не совпадает с написанием. Отвечает на вопрос (какой?), обозначает признак предмета, это прилагательное. Однокоренные слова: веселиться, веселье, веселость. Относится к существительному, связано с ним.
Про – состоит из трех букв, обозначающих три звука [п], [р], [а]. произношение не совпадает с написанием. Это предлог, служит для связи слов в предложении, не является членом предложения.
Учитесь – состоит из шести звуков [у], [чʼ], [и], [тʼ], [и], [сʼ], обозначенных семью буквами, мягкий знак служит для смягчения согласной. Произношение не совпадает с написанием. Это глагол, отвечает на вопрос (что делаете?). обозначает действие предмета, в предложении является сказуемым. Однокоренные слова: учитель, учить, ученик, учеба, учебник, ученый.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: