§16. Части речи в русском языке - cтраницы 3, 4, 5, 6, 7
205. Прочитай. На какой вопрос отвечает пропущенное слово в каждом предложении? Какие слова можно вставить вместо точек в каждое предложение? Это будет только одно, определенное слово или разные? Попробуй посчитать, сколько слов можно вставить вместо точек в каждое предложение. Получилось? Почему? Чем похожи эти слова?
Запиши три предложения. Закончи схему, допиши вопросы.
Почему у трех разных предложений одна и та же схема? Какой вывод ты можешь сделать после выполнения этого упражнения?
(что делают?) бегут веселые ребята
Бегут (какие?) веселые ребята
Бегут веселые (Кто?) ребята.
Вместо точек в каждое предложение можно вставить не одно определенное слово, а разные слова, отвечающие на тот же вопрос. Вместо слова бегут – шагают, играют, шумят, голосят, резвятся, танцуют, поют и др.; веселые – озорные, шумные, маленькие, соседские, счастливые, бедные, испуганные, плачущие и др.; дети – ребята, клоуны, школьники, девчонки, мальчишки, люди, малыши, котята, щенята и др. Все подобранные слова подходят по смыслу и отвечают на поставленные вопросы.
Схема предложений одинакова и состоит из трех слов и описывает действия, каких-то живых существ. Различными предложения становятся, если интонацией выделять отдельное слово. Сначала узнаем, что дети бегут, затем что они веселые и потом, что бегут дети. Предложения приобретают разное лексическое значение при одном грамматическом значении.
Вывод: в русском языке имеется большие группы слов, отвечающих на похожие вопросы и имеющих различное значение.
206. Прочитай текст. Поставь устно вопрос к каждому слову. Какие слова отвечают на вопросы кто? И что?, что делать? и что сделать?, какой?, когда?
Какая группа слов самая большая? Какие слова в ней отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? ? запиши слова, отвечающие на эти вопросы, обозначь в них все знакомые орфограммы. Сколько ты нашел разных орфограмм?
«(когда?) Однажды (что сделала?) дала (что?) объявленье (кто?) Улитка:
(что делает?) сдается (что?) квартира (с какой?) с отдельной (чем?) калиткой.
(что?) Покой, (что?) тишина, (что?) огород…»
В тесте можно выделить 4 группы слов. Группа слов, отвечающих на вопрос что? – самая большая.
Что?: объявленье, квартира, калитка, покой, тишина, огород.
Кто?: Улитка.
Орфограмма разделительный ъ,ь для смягчения согласного, непроверяемая безударная гласная в корне слова, проверяемая безударная гласная в корне слова, правописание гласных после шипящих, проверяемая согласная в корне слова. Всего 6 орфограмм.
207. Прочитай. Поставь устно вопрос к каждому слову. Выпиши группами слова, отвечающие на один и тот же вопрос.
Сколько групп слов у тебя получилось? А в предыдущем упражнении? К каким словам нельзя поставить вопрос?
Получилось 4 группы слов.
Какой? какая? – усталый, шумная.
Что? – день, ночь, солнце, мир, луна.
Что сделал? Что сделала? Что сделало? Что делает? – склонился, затихла, погасло, плывет.
Как? – задумчиво.
В предыдущем упражнении также 4 группы слов.
Нельзя поставить вопрос к предлогам к, над и союзу и.
208. Прочитай столбики слов. На какой вопрос отвечают слова в каждом столбике? Что они обозначают? Составь из этих слов предложения, а из предложений текст. По ходу записи обозначай орфограммы.
Как ты думаешь, почему слова в первом и третьем столбиках больше всего? Что это за слова?
I столбик составлен из слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопрос (что?).
II столбик составлен из слов, обозначающих признак предмета и отвечающих на вопросы (какие? какое?).
III столбик составлен из слов, обозначающих действия предмета и отвечающих на вопрос (что делает? Что делают?).
IV столбик составлен из слов, обозначающих время и способ действия предметов и отвечающих на вопросы (как? когда?).
V столбик составлен из предлогов, к которым нельзя поставить вопрос.
Рассвет наступает медленно. Птицы еще не поют. Не шелестят листья на деревьях. Скоро из-за леса покажется алое солнце. Прозрачные капли росы засверкают на траве.
В I-ом и 3-ем столбиках подобраны слова, обозначающие предметы и их действия. Окружающий нас мир состоит из разнообразных предметов и их действий, поэтому таких слов больше в нашей речи. Признаки предметов, способы, место и время действия более однообразны и могут относится к разным предметам.
209. Рассмотри рисунок. Какие вопросы задают малыши? Знакомы ли тебе эти вопросы? Как они связаны с темой урока?
Малыши задают такие вопросы: кто это? Что это? Какой? Какие? Какая? Где? Как? Когда? Что делает? Что делают? Эти вопросы можно поставить к различным частям речи.
210. Прочитай. Найди в тексте предложение, в котором заключена главная мысль. Поставь вопрос к каждому слову. Какие это части речи? Выпиши слова группами по частям речи.
Найдите в тексте слова с противоположным значением. Какие это части речи? Как ты думаешь, почему Лев Толстой употребил их в тексте? Какую мысль они подчеркивают?
Главная мысль в тексте заключена в предложении: слово – дело великое.
Имена существительные (что?): слово, дело, люди, любовь, вражда, ненависть.
Глаголы (что сделать?), (что делать?) : соединить, разъединить, служить, может.
Имена прилагательные (какое?): великое.
Местоимения (кто?): их.
Союзы: и, а.
Слова противоположные по значению:
(что?) любовь – (что?) ненависть, вражда (существительные);
(что сделать?) соединить – (что сделать?) разъединить (глаголы)
Лев Толстой употребил в тексте слова, противоположные по значению, чтобы более эмоционально показать могучую силу воздействия слова на людей, подчеркнуть главную мысль высказывания.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: