§31. Главные и второстепенные члены предложения - cтраницы 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155
403. Прочитай. Предложения ли это? Почему? Докажи. Какие они по цели высказывания и по интонации?
Прочитай еще раз каждое предложение. О ком или о чем говорится? Что именно говорится? Достаточно ли этих двух слов, чтобы понять смысл предложения?
Вечер наступил. – это предложение, так как мысль ясна, говорится о том, что наступил вечер, двух слов достаточно для ясности высказывания предложение повествовательное, невосклицательное.
Фонари зажглись. – предложение, двух слов достаточно для выражения мысли: зажглись фонари. Предложение повествовательное, невосклицательное.
Половицы скрипят. – предложение, так как ясно выражает мысль высказывания о том, что скрипят половицы. Предложение повествовательное, невосклицательное.
Часы тикают. – это высказывание – предложение, потому что мысль ясна и понятна: часы работают, идут. Предложение повествовательное, невосклицательное.
Сверчок поет. – это предложение говорит о том, что сверчок поет, мысль эта выражена понятно и двух слов достаточно. Предложение повествовательное, невосклицательное.
404. Прочитай предложения. Не будут ли лишними слова, которые мы добавили? Почему ты так думаешь?
О ком или о чем говорится в каждом предложении? Что говорится? Выделенные слова называются грамматической основой предложения. Как ты думаешь, почему именно основой? Сколько снов входит в основу предложения? Что они обозначают и на какие вопросы отвечают?
Почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения? Какие члены предложения входят в грамматическую основу? Что входит в основу слова? Как ты думаешь, чем похожи эти понятия: основа слова, основа предложения?
Выделенные слова – это грамматическая основа предложения (подлежащее, которое указывает, о ком или о чем говорится; сказуемое, которое называет что говорится о подлежащем). В основу входит два слова – подлежащее и сказуемое. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что будет делать?
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Основа предложения и основа слова – понятия похожие, но это не одно и то же. Основа предложения – это два главных члена предложения (подлежащее и сказуемое) без других слов в предложении, основа слова – все слово без окончания.
405. Спиши предложения из упражнения 404. В каждом предложении найди подлежащее. Подчеркни подлежащее одной чертой. Словами какой части речи оно выражено? Найди сказуемое. Словами какой части речи выражено оно? Подчеркни сказуемое двумя чертами.
406. Прочитай предложения. Найди и подчеркни грамматическую основу. Над каждым подлежащим и сказуемым надпиши, какая это часть речи.
407. Прочитай. Сколько здесь предложений? Спиши. Найди и подчеркни грамматическую основу в каждом предложении. Подчеркни в словах орфограммы. Объясни написание.
408. Прочитай. Найди грамматическую основу в каждом предложении. Спиши, подчеркни подлежащее и сказуемое в каждом предложении, укажи, какими частями речи они выражены.
Укажи, какие это предложения по цели высказывания и по интонации. Подчеркни и объясни орфограммы.
409. Спиши предложение. Найди и подчеркни грамматическую основу.
Прочитай слова, которые не входят в сонову предложения. Можно ли обойтись без этих слов? Для чего они нужны? Эти члены предложения называются второстепенными. Как ты думаешь почему? К каким словам они относятся? Поставь вопросы и покажи это графически. Какими частями речи выражены второстепенные члены предложения? Надпиши.
В углу пруда кувшинки (подл.) расцвели (сказ.).
В грамматическую основу не вошли слова: в, углу, пруда. Без этих слов можно обойтись, они не влияют на смысл предложения, но нужны для более точной информации о том, где происходит действие. И тогда предложение становится более осмысленным, точным, красочным. Слова, которые не входят в основу предложения называются второстепенными членами. Второстепенные члены не могут влиять на главную мысль или как-то искажать ее, их цель уточнить обстоятельства, место действия, характер этого действия, дать характеристику действующему лицу, предмету, явлению. Второстепенные члены в данном предложении относятся к сказуемому.
Расцвели (глаг.) (где?) –> в углу (сущ.)
В углу (сущ.) (чего?) –> пруда (сущ.)
411. Прочитай. Найди в каждом предложении главные и второстепенные члены. Выпиши из каждого предложения грамматическую основу. Покажи графически, к подлежащему или сказуемому относятся второстепенные члены.
Ночка уйдет (какая?) –> темная.
Утро будет (когда?) –> снова.
Котик допоет (что?) –> песню.
Котик разбудит (кого?) –> нас.
412. Прочитай текст. Найди в каждом предложении главные и второстепенные члены. Выпиши из каждого предложения грамматическую основу. Покажи графически, к подлежащему или к сказуемому относятся второстепенные члены. ноги (сущ.) кормят (глаг.) (кого?) – волка.
413. Какие предложения здесь написаны? Прочитай их. Запиши эти предложения. Подчеркни грамматическую основу.
Одинаковый ли получился у всех порядок слов в каждом предложении? Почему?
414. Прочитай. Правильно ли подчеркнута грамматическая основа в этих предложениях? Запиши эти предложения в виде схем. Назови, какими частями речи выражены второстепенные члены в этих предложениях.
Основа неверно указана в предложениях: Весенние ручейки громко журчат. На поляне весело синеют колокольчики. Оттого поет он эти песни вслух.
415. Спиши. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении. Надпиши, какими частями речи выражены главные и второстепенные члены предложения.
416. Выпиши из каждого предложения грамматическую основу. Покажи графически , к подлежащему или к сказуемому относятся второстепенные члены предложения.
Как ты думаешь, какие предложения мы чаще употребляем в речи – распространенные или нераспространенные?
Как определить, распространенное предложение или нераспространенное?
417. Прочитай. Определи, какие это предложения – распространенные или нераспространенные. Спиши, подчеркни грамматические основы.
Я (подл.) с утра в лесу гуляю (сказ.). (распространенное предложение)
От росы я (подл.) весь промок (сказ.). (распространенное предложение)
Но зато теперь я (подл.) знаю (сказ.) про березку и про мох. (распространенное предложение)
418. Прочитай. Используя имена прилагательные, сделай эти предложения распространенными. Что для этого нужно? Запиши. Покажи графически связь слов в предложении.
419. Прочитай. Сделай эти предложения нераспространенными. Запиши. Подчеркни грамматические основы.
Ветер (подл.) гонит (сказ.). Пойдет (сказ.) дождь (подл.). Лес (подл.) шумит (сказ.).
421. Прочитай. Какие это предложения? Подчеркни карандашом грамматические основы. Какие второстепенные члены относятся к подлежащему, а какие – к сказуемому? Выпиши сочетания слов, как в образце.
Какие глаголы – синонимы использует писатель, чтобы не повторять одно и то же слово летят?
422. Спиши предложения. Подчеркни главные члены. В скобках укажи, какие это предложения по цели высказывания, по интонации; распространенные они или нераспространенные.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: