§30. Виды предложений по цели высказывания и интонации - cтраницы 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144
390. Рассмотри картинки. Что делают Афанасий и дедушка Федор на каждой картинке? С какой целью они говорят?
Почему повествовательные, вопросительные и побудительные предложения получили такие названия?
Какие предложения по цели высказывания произносят наши герои?
Афанасий и дедушка Федор разговаривают, общаются друг с другом: сообщают о прочитанной книг е, спрашивают о ее содержании, побуждают к прочтению этой книги.
Повествовательное предложение о чем-либо повествует. В вопросительном содержится вопрос. Побудительное предложение побуждает собеседника к действию.
Поэтому все эти предложения и получили такие названия.
По цели высказывания предложения на рис.:
1. Повествовательное; 2. Вопросительное; 3. Побудительное.
391. Прочитай предложения. Какие они по цели высказывания? Как ты это определил? Спиши сначала вопросительные, затем повествовательные и побудительные предложения.
Обозначь орфограммы в словах и между словами. Подчеркни глаголы в этих предложениях и сравни их. Какую разницу ты заметил? Прочитай вопросительные предложения, затем повествовательные и побудительные. С одинаковой или разной интонацией ты их прочитал?
392. Прочитай. Выпиши сначала повествовательные, а затем побудительные предложения. Подчеркни глаголы в них двумя чертами.
Выпиши выделенные глаголы. Разбери их как часть речи.
393. Работа в парах. Прочитайте стихотворение. Сколько в нем предложений? Какие они по цели высказывания? Подготовьтесь к выразительному чтению этого текста. С одинаковой или разной интонацией вы будете читать предложения? Почему? Прочитайте по очереди.
Выпишите слова, в которых есть 1) безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; 2) проверяемые согласные на конце и в середине корня слова; 3) разделительные ъ и ь. обозначьте в словах орфограммы. Проверьте работы друг друга.
Всего в стихотворении 6 предложений. Пять повествовательных и одно побудительное. Побудительное и повествовательные предложения произносятся с разной интонацией.
Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением: распевает (петь), на сосне (сосны), на полянке (поле), весне (весны), (у) певуньи (петь), (на) ветру (ветер), (от) холода (холод).
Проверяемые согласные на конце и в середине корня слова: снег (снега), чуб (чуба), будь (будешь).
Разделительные ъ и ь знаки: у певуньи, взъерошен.
394. Составь и запиши три предложения, разные по цели высказывания.
Повествовательное. С этого года учащиеся общеобразовательных школ должны носить форму.
Вопросительное. Где можно приобрести школьную форму?
Побудительное. Родители, обеспечьте ваших детей школьной формой в соответствии с требованиями нашего учебного заведения!
395. Работа в парах. Прочитайте вопросительное предложение, выделяя голосом то слово, которое написано более темным шрифтом.
Изменился ли знак в конце предложения? А порядок слов? Изменился ли смысл вопроса? Как? Почему?
Знак в конце предложения не изменится. В зависимости от выделенных слов изменится интонация и смысл вопроса в предложениях. В первом предложении говорится, что именно Артемон принес цветы Мальвине. Во втором говорится, что именно принес цветы. В третьем, что принес не что-нибудь, а цветы. В четвертом подчеркивается, что Артемон принес цветы не кому-то, а именно Мальвине.
396. Работа в парах. Прочитайте предложение несколько раз, выделяя голосом разные слова. Как меняется смысл?
1. Чем отличается логическое ударение от обычного ударения?
2. Как ты думаешь, почему важно уметь правильно ставить логическое дарение в устной речи?
Ты завтра поедешь к бабушке? (спрашивается кто поедет к бабушке).
Ты завтра поедешь к бабушке? (уточняется, когда поедут к бабушке)
Ты завтра поедешь к бабушке? (спрашивают, поедет ли человек завтра к бабушке)
Ты завтра поедешь к бабушке? (уточняется, поедут именно к бабушке, а не к кому-то еще)
397. Прочитай отрывок из стихотворения Саши Черного «Поезд». Сколько в нем предложений? Какие они по цели высказывания? Подчеркни в каждом предложении то слово, на которое падает логическое ударение. Прочитай с правильной интонацией. Спиши. Обозначь орфограммы.
В стихотворении Саши Черного «Поезд» 6 предложений. Одно повествовательное и 5 побудительных.
398. Сравни эти картинки с картинками на стр. 137. Одинаково ли произносят предложения наши герои? Какие это предложения по цели высказывания? С какой интонацией они произносятся? Какой вывод ты можешь сделать?
Предложения произносятся одинаково. По цели высказывания: первое предложение повествовательное, второе – вопросительное, третье – побудительное. Но предложения произносятся неодинаково, в упражнении у первого и третьего предложений появился восклицательный знак который влияет на интонацию говорящего высказывание становится более эмоциональным. Первое предложение в упражнении №398 не только повествовательное, но и восклицательное, третье предложение не только побудительное, но и также восклицательное.
399. Прочитай предложения. Какие они по цели высказывания и по интонации? Спиши. Обозначь орфограммы.
400. Прочитай отрывок из стихотворения Саши Черного «Мамина песня». Выпиши такие предложения: 1) повествовательное, невосклицательное; 2) вопросительное, невосклицательное; 3) повествовательное, восклицательное. Обозначь орфограммы.
401. В книгах тебе могут встретиться и такие знаки препинания в конце предложения:
Как это случилось?!
Мы победили!!!
Что же теперь делать?..
Вот и все…
Как ты думаешь, какие это предложения по цели высказывания и интонации? Что помогло тебе ответить на этот вопрос?
Как это случилось?! (вопросительное, восклицательное, интонация удивления, это помогает определить вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.)
Мы победили!!! (повествовательное, восклицательное, выражает восторг, восхищение, это помогает определить наличие сразу трех восклицательных знаков в конце предложения.)
Что же теперь делать?.. ( вопросительное, невосклицательное, интонация нерешительности, недоумения, это позволяет определить наличие вопросительного знака и многоточия в конце предложения).
Вот и все… (повествовательное, невосклицательное предложение, произносится с интонацией печали, грусти, это помогает нам определить наличие многоточия в конце предложения.)
Кроме знаков в конце предложений интонацию высказывания помогает определить логическое ударение.
402. Прочитай. Какие знаки ты поставишь в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определи, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
Хотите узнать любопытную вещь? (предлож. Вопрос., невоскл.) нет у носорогов рогов! (предлож. Восклицат.) Вы удивились?! ( предлож. Вопрос., воскл.) А что же тогда у него на носу? (предлож. Вопрос., невоскл.) Волосы! (предлож. Повеств., воскл.) Они очень сильно срослись и образовали на носу жесткий хохолок. (предлж. Повеств., невоскл.)
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: