§28. Неопределённая форма глагола - cтраницы 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128
368. Прочитай текст. Выпиши глаголы в столбик. Определи их время и число. В глаголах прошедшего времени выдели суффикс –л-.
У каких глаголов ты не смог определить время и число? Почему?
У глаголов в неопределенной форме (читать, перелистывать, вставать, закутывать,) определить время и число невозможно, так как это начальная форма, она не может иметь ни времени, ни числа.
369. Прочитай. Обрати внимание на выделенные глаголы. Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие?
Выпиши глаголы, напиши вопросы. Чем похожи эти глаголы?
Определить кто действующее лицо, невозможно, так как все глаголы находятся в неопределенной форме. Невозможно по этой же причине определить время действия.
Читать (что делать?)
Знать (что делать?)
Думать (что делать?)
Понимать (что делать?)
Чувствовать (что делать?)
Это все глаголы в неопределенной форме, отвечают на один и тот же вопрос «что делать?» и не содержат указания на время и число.
370. Продолжи запись: перечисли, что обычно любят делать мальчики и девочки.
Мальчики обычно любят (что делать?) бегать, строить, играть, соревноваться, тренироваться, кататься, плавать.
Девочки обычно любят (что делать?) шить, вязать, прыгать, кружиться, наряжаться, петь, рисовать.
371. Прочитай столбики слов. Это глаголы в начальной форме. Чем похожи все эти глаголы?
1. Сколько частей в этом тексте? Как ты определил?
2. На какой вопрос отвечает каждая часть?
3. Как ты будешь отличать глаголы в неопределенной форме от других форм глаголов?
4. Как понял тему урока Афанасий?
Глаголы рассказать, сделать, придумывать, подсказывать, изобретать, нести, идти, ползти, вести, везти, беречь, стеречь, увлечь, печь, стричь даны в неопределенной форме. Она заканчиваются на суффиксы: -ть, -чь, -ти. Перед этими суффиксами стоят суффиксы: - -а, -я, -е, -и, -у или –о.
В тексте три части. Это можно определить по абзацам, начинающим каждый раз новую мысль.
Части текста отвечают на вопросы:
На какой вопрос отвечают глаголы в неопределенной форме?
Какая форма глагола называется неопределенной?
На какие суффиксы оканчивается неопределенная форма глагола?
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? И имеют суффиксы –ть, -чь, - ти.
Афанасий понял, что глаголы в неопределенной форме не имеют никакой формы, как дым, у них нет никаких четких признаков: ни времени, ни числа.
372. Прочитай. Найди четвертый лишний глагол в каждой группе. Почему он лишний? Объясни.
Спиши глаголы (без лишних), напиши, на какой вопрос они отвечают. Укажи время и число глаголов. Выдели суффиксы –ть-, -ти-, и глагольные суффиксы перед –ть-.
374. Прочитай, устно поставь вопрос к каждому глаголу. Образуй от каждого глагола неопределенную форму. Подчеркни орфограммы.
375. Определи какими частями речи являются эти слова. Обозначь орфограмму – букву ь после ч в неопределенной форме глагола. Поставь вопрос к словам печь и течь. Сколько вопросов ты поставил к каждому из этих слов? Какими частями речи являются эти слова?
Стричь, печь, лечь, течь, мочь, увлечь – глаголы в неопределенной форме (что делать?)
Печь, течь – имена существительные (что?). таким образом к словам печь и течь можно поставить два вопроса: что делать? (тогда глагол) и что? (тогда это существительное)
376. Поставь глаголы в неопределенную форму. Раскрой скоби, подчеркни орфограммы.
Стерегу (что делаю?) – (что делать?) стеречь.
Берегу (что делаю?) – (что делать?) беречь.
Не сожгу (что сделаю?) – (что сделать?) сжечь.
Испеку (что сделаю?) – (что сделать?) испечь.
Не бережешь (что делаешь?) – (что делать?) не беречь.
Текут (что делают?) – (что делать?) течь.
Лягу ( что сделаю?) – (что сделать?) лечь.
Могут (что делают?) – (что делать?) мочь.
377. Прочитай. Найди и выпиши глаголы. Что у них общего? Выдели суффиксы.
Все глаголы в тексте неопределенной форме.
Плавать, нырять, загорать, собирать, любоваться, вспоминать, лететь, мчать, играть, встречать, мечтать.
378. От данных глаголов в неопределенной форме образуй глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени. Запиши в столбик. В глаголах прошедшего времени выдели
379. Проверь, можно ли от данных глаголов образовать и настоящее, и прошедшее, и будущее время. Запиши, что у тебя получилось.
Сравни свою запись с упр.378. Какой вывод ты можешь сделать?
Подбежать – подбежал (пр.вр.), подбегу (буд.вр.); собрать – собрал (пр.вр.), соберу (буд.вр.); сплести – сплел (пр.вр.), сплету (буд.вр.)
Будущее время от данных глаголов образовать невозможно, так как они отвечают на вопрос что сделать? Глаголы в настоящем времени отвечают на вопрос что делаю?
380. Выпиши в первый столбик глаголы, от которых можно образовать все три формы времени, а во второй столбик – только прошедшее и будущее. На какие вопросы отвечают глаголы в первом и во втором столбиках?
382. Прочитай. Чем похожи эти тексты? Какая в них главная мысль?
Составь и запиши по одному предложению с глаголами одеть и надеть. Разбери глаголы как часть речи.
Главная мысль текста: глаголы надеть и одеть имеют разное значение. Одеть можно кого-то. Надеть можно только что-то на себя или на кого-нибудь.
383. Спиши пары слов. Как они называются? Составь и запиши предложения с этими глаголами в настоящем или прошедшем времени.
Как с помощью антонимов к глаголам одевать и надевать можно доказать, что у этих глаголов разное значение? Выпиши из предложений два любых глагола и разбери их как часть речи.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: