§27. Правописание частицы "не" с глаголами - cтраницы 112, 113, 114, 115
360.Прочитай предложения. Что общего в них? Чем они отличаются? Почему изменился смысл предложений?
Предложения объединяет то, что в них повествуется о детях, которые что-либо читают или, наоборот, не читают. Отличает предложения положительное отношение к чтению в первом и втором случае и отрицательное отношение к книге и стихам в третьем и четвертом предложениях. Смысл предложений меняется при употреблении частицы не. Частица не с глаголами пишется раздельно, это орфограмма – пробел, и вносит элемент отрицания в любое высказывание.
361. Прочитай пословицы, объясни их смысл. Какую роль в них играют глаголы с частицей не? Спиши, обозначь орфограмму – пробел.
Волков бояться – в лес не ходить. (в любом деле есть определенный риск, но рискнуть стоит ради достижения своей цели.)
Чего не знаешь того не говори. ( нельзя говорить то, в чем ты ничего не понимаешь, не разбираешься.)
Не ищи красоты, ищи добра. (не увлекайся внешней стороной дела или внешними достоинствами человека, а старайся постичь внутреннее содержание, внутреннюю красоту явления или личности.)
Шила в мешке не утаишь. ( все тайное обязательно рано или поздно становится известно всем.)
Друга иметь – себя не жалеть. (если хочешь иметь верного друга, должен и сам быть готов многим пожертвовать ради него.)
На каждый роток не накинешь платок. (ты ничего не можешь сделать, если люди о ком-то или о тебе говорят плохо, даже если это не соответствует истине и порочит чью-то честь.)
362. Объясни смысл пословиц. Запиши. Обозначь орфограмму – пробел.
Пар костей не ломит. (лучше одеться по теплее, чем мерзнуть в легком платье от холода.)
Кашу маслом не испортишь. (старайся сделать все по максимуму, хорошего не может быть слишком много.)
Правда в огне не горит и в воде не тонет. (всегда лучше сказать и услышать правду, истина дороже всего для всех.)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. ( деньги не всегда могут решить проблему, а вот истинные, настоящие друзья обязательно придут на помощь, а если их много, то решение будет простым и легким.)
363. Спиши, раскрой скобки, вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.
Слова каких частей речи есть в этом тексте? Назови эти части речи.
364. Письмо по памяти. Прочитай скороговорку. Найди и подчеркни простым карандашом все орфограммы в словах и между словами. Сколько всего орфограмм?
Закрой учебник, напиши по памяти. Обозначь орфограммы. Проверь написанное по учебнику.
Всего в скороговорке три вида орфограмм: пробел, предлог с существительным, парный согласный на конце слова.
На дуб не дуй губ.
Не дуй губ на дуб.
365. Диктант с подготовкой. Прочитай. Найди и подчеркни все знакомые орфограммы. Объясни написания. Закрой учебник. Напиши под диктовку. Обозначь орфограммы.
Проверь написанное по учебнику. Надпиши над каждым словом, какая это часть речи.
366. Диктант с подготовкой. Прочитай отрывок из «колыбельной песни» А.Майкова. подчеркни и объясни орфограммы во второй строфе. Запиши под диктовку вторую строфу.
Обозначь орфограммы.
Проверь написанное. Подчеркни глаголы двумя чертами. Укажи их время и число.
«не гонял (про. Вр., ед.ч.) я волн морских,
Звезд не трогал (прош. Вр., ед.ч.) золотых.
Я дитя оберегал (прош. Вр., ед.ч.)
Колыбелечку качал (про. Вр., ед.ч.)
*прим.: здесь глаголы подчеркнуты одной линией.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: