§21. Словообразование имён существительных - cтраницы 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55

264. Прочитай. Выпиши однокоренные имена существительные. Докажи, что это разные слова: чем они отличаются друг от друга по смыслу? С помощью каких суффиксов образовались от основы ветер новые слова?

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 1

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 2

Однокоренные слова отличаются по значению: ветер – движущийся поток воздуха; ветерок – легкие дуновения воздуха; ветрище – сильный, ураганный ветер. Для образования новых слов от основы ветер использовались суффиксы –ок, -ищ.

265. Прочитай колыбельную песенку. Какие имена существительные называют людей, предметы ласково, нежно? Выпиши эти существительные и понаблюдай, как они образовались?

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 3

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 4

Для образования новых слов использованы суффиксы –к, -оньк, -еньк, -ок, -ик, -очк. В речи слова с такими суффиксами употребляются для придания им уменьшительно –ласкательного значения.

266. Образуй от данных имен существительных другие существительные – с уменьшительно –ласкательным значением. Запиши, выдели суффиксы.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 5

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 6

267. Образуй существительные с уменьшительно –ласкательным значением с помощью суффикса –чик.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 7

Подчеркни в этих словах буквы безударных гласных, не проверяемых ударением.

Батончик, бутончик, кувшинчик, апельсинчик, мандаринчик, помидочик, лимончик, барабанчик, блинчик, супчик.

268. Как родители обычно называют своих малышей? Образуй уменьшительно – ласкательную форму имен и запиши. Выдели суффиксы.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 8

1) Игорек, Ленок, Нинок
2) Валечка, Валенька, Олечка, Оленька, Сонечка, Наденька, Надечка, Петенька, Петечка, Диночка, Леночка, Ниночка.

269. В своей речи мы часто употребляем сокращенные имена, когда общаемся. Прочитай сокращенные имена. А как они звучат полностью? Запиши имена, как в образце, выдели суффиксы.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 9

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 10


Сокращенные имена уместно употреблять в отношении маленьких детей, близких людей, друзей при теплых, доверительных отношениях. Полные имена уместно употреблять в отношении взрослых людей, официальных лиц, при деловых и уважительных отношениях.

270. Образуй имена с помощью суффикса –ик-, запиши их.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 11

Марк – Марик, Павел – Павлик, Станислав – Стасик, Владислав – Владик, Шура – Шурик.

271. Прочитай текст. Какова его главная мысль? Какое изменение произошло в русском языке?

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 12

Понаблюдай за своей речью. Как ты обычно называешь по именам своих друзей, родственников? Нравится ли им такое обращение?

Главная мысль текста подчеркнуть значение суффикса в образовании нарицательных имен существительных. В русском языке изменился оттенок в обращении к людям по именам, образованным с использованием суффикса –к-. нежные, простые отношения сменились пренебрежительными. Современным людям не нравятся имена, образованные при помощи суффикса –к-, но дети часто называют другу друга такими именами в 3-ем лице.

272. Рассмотри схему образования сокращенных мен от имени Александр(а). расскажи, как образовались, например, имена Саня, Саша, Шура, Ася, Алик, Сашуля.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 13

Саня образовалось от 2-го из корней имени Александр.

Саша также от Александа – Алекса – Алексаша – Саша.

Шура: Александр – Алекса – Алексаша – Саша – Сашура – Шура.

Ася – от Александра по первым буквам корней слова.

Алик от первого корня имени Александр.

Сушуля: Александр – Алекса – Алексаша – Саша –Сашуля.

273. Спиши. Понаблюдай, как образуются имена существительные, которые называют животных и их детенышей. Выдели суффиксы.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 14

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 15


Все существительные одушевленные, отвечают на вопрос (кто?)

274. Образуй от основ данных существительных с помощью суффиксов –их-, -иц-,- онок-, -ёнок-, -ат-, -ят- существительные, которые называют животных. Разбери эти слова по составу.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 16

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 17

275. Образуй как можно больше имен существительных от основ данных слов с помощью разных суффиксов. Запиши эти существительные, разбери их по составу.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 18

Укажи род имен существительных.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 19

276. Какие слова надо написать вместо точек? Запиши эти слова, выдели суффикс, с помощью которого они образованы. Что общего у всех этих слов?

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 20

Разбери слово водитель как часть речи.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 21

277. Ответь на вопрос и запиши слова – ответы.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 22

Что общего у всех имен существительных, которые ты написал? Есть ли у них что то общее с существительными из упражнения 276?

Мечтатель, житель, отправитель, получатель.

Имена существительные называют человека, который выполняет какие – то действия или занимается чем-то. Общее со слова из упр. 276 суффикс –тель-, с помощью которого они образованы.

Одушевленные имена существительные водитель и житель относятся к человеку, осуществляющему действия, обозначенные глаголом.

278. Какие слова надо написать вместо точек? Чем похожи все слова первой группы? А второй группы?

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 23

Выдели суффикс, с помощью которого образованы все эти слова. Объясни, почему в словах малинник и осинник пишется удвоенная н. что тебе помогло объяснить? Найди в словах знакомые орфограммы и обозначь их.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 24

279. Прочитай текст. Какие имена существительные девочка придумала сама? Как она это сделала? Какие суффиксы ей помогли?

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 25

На какие слова похожи слова цветонок, цветиха, цветочник? Что еще ты можешь рассказать об этих словах?

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 26

280. Придумай и запиши маленькую сказку о героях, которые живут в волшебной стране. В этой стране все время идет дождь. Какие герои могут там жить?

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 27

Жила – была в волшебной стране Дождландии семья: папа- Грозовая Туча, мама – Дождевая туча и дочка -0 Тучка. Целыми днями гонялись они по небу и поливали землю дождями. Много воды выливали они на леса, поля, сады. Чем мрачнее становился папа, тем сильнее ливень случался в Дождландии. А маленькая Тучка была веселая, дружила с Ветерком, сыном Ветра. Он любил гонять Тучку над лесом. Когда у Тучки портилось настроение, она начинала плакать, и тогда из нее сыпался на землю мелкий дождик.

281. Прочитай слова. В какие группы их можно объединить? Спиши слова группами, выдели суффиксы. Что нужно сделать, чтобы правильно выделить суффикс?

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 28

Найди и обозначь в словах орфограммы. Найди среди этих слов имена существительные женского рода единственного числа и существительные во множественном числе. Разбери их по составу.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 29

282. Подбери и запиши слова по схемам.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 30

Можно ли определить по схемам, какие существительные единственного числа, а какие множественного?

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 31


Слова с суффиксами –их-, -оньк- и окончание –а и с суффикосм –ник-, ёнок- , --тель- и нулевым окончание – существительные ед.ч.
Слова с суффиксами -ят-, -чик- и окончание –и являются существительными мн.ч.

283. Прочитай схемы слов – имен существительных. Правильно ли они разделены на группы? Почему? Объясни. Подбери и запиши слова группами в соответствии со схемами.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 32

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 33

1 группу составляют слова с уменьшительно – ласкательным значением.
2 группу составляют слова, обозначающие деятельность человека.
4 группу составляют сложные слова из двух корней и соединительной гласной.

284. Прочитай скороговорку. Сколько в ней однокоренных слов? Какие это части речи? Спиши, обозначь орфограммы.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 34

Выпиши только однокоренные имена существительные, разбери их по составу. Разбери слова коса и косец как часть речи.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 35

285. Продолжи запись. Запиши как можно больше имен существительных, которые называют людей по их профессиям. Одинаково ли образованы все эти существительные? Покажи это графически.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 36

Найди и подчеркни в словах орфограммы.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 37

286. Напиши небольшой текст «Профессии в нашей семье». Расскажи, кто по профессии твои родственники, какие профессии нравятся тебе. Какие имена существительные ты употребил в тексте? Подчеркни их. Выдели в именах существительных суффикс –тель-.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 38

287. Свободный диктант. Прочитай. Почему автору кажется, что ежик раньше был портным, а еще раньше котом? Какие имена существительные автор использовал в этом тексте? Какие из них –с уменьшительно – ласкательным значение? Подчеркни эти существительные простым карандашом. Их нужно обязательно употребить в тексте, иначе смысл изменится. Как ты думаешь, почему автор употребил именно такие слова, а не слова еж, блюдце, молоко?

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 39

288. Обучающее изложение.

Учебник по русскому языку Бунеева Пронина 3 класс 2 часть - §21. Словообразование имён существительных - 40



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: