Тема 3. География населения мира - cтраницы 12, 13, 14, 15, 16, 17

Задание 1. Население свыше 100 млн человек имеют следующие 11 стран мира:

1) Бангладеш; 2) Бразилия; 3) Индия; 4) Индонезия; 5) Китай; 6) Нигерия; 7) Пакистан; 8) Россия; 9) США; 10) Япония; 11) Мексика.

Расставьте эти страны в порядке уменьшения численности населения:

Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия, Бангладеш, Россия, Япония, Мексика.

Подсчитайте долю этих стран в общей численности населения Земли.

4188936984:7000000000=0,598*100%=60% (доля этих стран в общей численности населения Земли)

Задание 2. Из приведенного ниже перечня стран выпишите страны, относящиеся к I и II типам воспроизводства населения:

1) Австрия; 2) Индия; 3) Иордания; 4) Италия; 5) Мозамбик; 6) Судан; 7) Тад¬жикистан; 8) Уганда; 9) Филиппины; 10) Эстония.

Страны I типа: Австрия(1), Италия(1), Эстония(2)

Страны II типа: Индия(2), Филиппины(2), Иордания(2), Мозамбик(2), Судан(2), Уганда(2), Таджикистан(2).

Укажите, какие из них относятся к экономически развитым и какие — к развивающимся странам.

1 – экономически развитые страны;

2 – развивающиеся страны.

Задание 3. Укажите, какое из приведенных ниже утверждений следует считать правильным:

1) естественный прирост населения в мире составляет 13%;

2) естественный прирост населения в зарубежной Европе составляет 10%;

3) естественный прирост населения в Африке составляет 35%.

Задание 4. Дайте определение понятия «демографическая политика»:

Демографическая политика - это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение в желательном для себя направлении.

Приведите примеры стран, которые проводят такую политику наиболее активно.

Франция, Япония, Россия, Китай.

Задание 5. На круговых диаграммах (рис. 4) показана доля детей во всем населении экономически развитых и развивающихся стран. К какой из этих групп стран относится каждая из этих диаграмм? Объясните причины различий.

Рабочая тетрадь по географии Максаковский 10 класс - Тема 3. География населения мира - 1

Рабочая тетрадь по географии Максаковский 10 класс - Тема 3. География населения мира - 2

Уровень рождаемости зависит от социально-экономической структуры общества. Чем выше благосостояние и культура, чем больше женщины вовлечены в производственную и общественную деятельность, тем ниже рождаемость. Пример: экономически развитые страны. В развивающихся странах очень высокий уровень рождаемости.

Задание 6. В приведенном ниже перечне определите страны с наибольшей и наименьшей долей детей во всем населении.

Страны с наибольшей долей детей во всем населении: Ирак, Йемен, Уганда, Сомали.

Страны с наименьшей долей детей во всем населении: ФРГ, Италия, Швеция, Болгария, Япония.

Объясните причину различий.

Главная причина – причина социально-экономического характера. Чем ниже уровень жизни, тем выше смертность, значит, значительную долю населения будут составлять дети и подростки.

Задание 7. Подберите примеры стран к возрастно-половым пирамидам на рисунке 5.

I тип воспроизводства: Россия, Испания, Эстония, Япония;

II тип воспроизводства: Индия, Судан, Филиппины, Нигерия.

Задание 8. Укажите два из перечисленных ниже языков, имеющих наиболее широкое распространение в мире:

английский; хинди и урду.

Объясните почему.

По числу стран – английский, французский. По численности населения – английский, хинди и урду. Английский – международный язык общения, на хинди разговаривают в Индии (2 место по численности населения).

Задание 9. На разных языках индоевропейской семьи говорят:

1) англичане; 2) бенгальцы; 3) латыши; 4) немцы; 5) персы; 6) румыны; 7) рус¬ские; 8) французы; 9) хиндустанцы; 10) шведы.

Распределите их по следующим группам этой языковой семьи:

Славянская - русские
Балтийская - латыши
Романская – румыны, французы
Германская – немцы, шведы, англичане
Иранская - персы
Индоарийская - бенгальцы, хиндустанцы.

Укажите, какие другие группы и языки входят в состав этой семьи.

Албанская (албанский язык), греческая (греческий язык), армянская (армянский язык), кельтская (бретонский язык).

Задание 10. Определите, по какому признаку проведена следующая группировка народов:

I группа: итальянцы, испанцы, французы, ирландцы, поляки, хорваты, бразильцы, аргентинцы, перуанцы, филиппинцы - католики

II группа: албанцы, узбеки, таджики, азербайджанцы, пакистанцы, иракцы, иранцы, египтяне, алжирцы, индонезийцы - мусульмане

III группа: китайцы, японцы, монголы, тибетцы, вьетнамцы, лаосцы, камбоджийцы, малайцы, буряты, калмыки - буддисты.

по регилиозному.

Задание 11. Закончите фразу: «Ислам исповедуют большинство жителей

Ирана, Афганистана, Палестины, Индонезии, Марокко».

Задание 12. Выберите правильный показатель средней плотности населения в мире:

а) 10 человек на 1км.кв;

б) 45 человек на 1 км.кв;

в) 80 человек на 1 км.кв.

Проверьте себя с помощью расчета.

Число жителей: приблизительно 7000000000, S Земли=132774000 кв км; Плотность=7000000000:132774000=52,72 ч/кв км = 52 ч/кв км.

Задание 13. Заполните приведенную ниже таблицу примерами трех—пяти стран каждой из следующих градаций плотности населения:

Рабочая тетрадь по географии Максаковский 10 класс - Тема 3. География населения мира - 3

Задание 14. Дополните следующие фразы:

1. Яркими примерами стран, привлекающих трудовую миграцию, могут служить США, Франция, Германия, Великобритания, Россия, Саудовская Аравия, ОАЭ.

2. «Утечкой умов» называется переманивание иностранных учёных, инженеров и других специалистов высокой квалификации.

Задание 15. Укажите страну, которая за свою историю приняла наибольшее количество иммигрантов:

США

Задание 16. Расставьте следующие крупные регионы мира в соответствии с общей численностью их городского населения по убывающей. Для этого впишите порядковый номер региона в квадратики первой колонки. Расставьте те же регионы в соответствии с уровнем их урбанизации (порядковый номер следует вписать в квадратики второй колонки).

Рабочая тетрадь по географии Максаковский 10 класс - Тема 3. География населения мира - 4

Объясните различия.

Чем выше экономический уровень региона и его численность, тем ниже уровень урбанизации, потому что в современном обществе начинается обратный процесс – люди стремятся жить поближе к природе. В развивающихся регионах наоборот – городское население быстро увеличивается, т.к. уровень жизни здесь на порядок выше.

Задание 17. Среди перечисленных ниже государств подчеркните те, в которых уровень урбанизации превышает 90%:

1) Австралия;
2) Аргентина;
4) Великобритания;
6) Кувейт.

Определите, какие страны являются «рекордсменами» по этому показателю, и нанесите их на контурную карту (рис. 6).

Рабочая тетрадь по географии Максаковский 10 класс - Тема 3. География населения мира - 5

Рабочая тетрадь по географии Максаковский 10 класс - Тема 3. География населения мира - 6

Бельгия – 97%, Кувейт – 96%, Великобритания – 90%.

Задание 18. На контурную карту (рис. 6) нанесены крупнейшие города (агломерации) мира с населением свыше 10 млн человек. Надпишите на картосхеме их названия. Сравните экономически развитые и развивающиеся страны по числу таких городов, распределив последние следующим образом:

1 Города экономически развитых стран: Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Токио, Осака, Париж, Лондон

2. Города развивающихся стран: Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Каир, Карачи, Москва, Дели, Мумбаи, Дакка, Манила, Джакарта, Пекин, Шанхай, Мехико, Калькутта, Сеул.

Задание 19. Объясните, что изучает геоурбанистика:

1) Основные исторические этапы развития городов.

2) Главные особенности современного процесса урбанизации.

3) Географические процессы урбанизации и развитие крупных урбанизированных зон.

4) Сети и системы городов.

5) Основы проектирования городов и градостроительства.



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: