Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды - cтраницы 7, 8, 9, 10, 11

Задание 1. Обеспеченность человечества разведанными запасами четырёх важнейших видов минеральных ресурсов оценивается следующим числом лет: 50, 65, 150, 240. Определите, к каким конкретным видам минерального топлива и сырья относится каждый из этих показателей.

На 50 лет – нефть, на 65 лет – газ, на 150 лет – железные руды, на 240 лет – уголь.

Задание 2. Среди перечисленных ниже стран подчеркните те, которые обладают особенно большими разведанными запасами нефти:

Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия.

Задание 3. В перечисленном ниже списке стран отметьте две страны, обладающие наибольшими разведанными запасами природного газа:

Россия, Иран.

Задание 4. Закончите фразу: «Самыми большими разведанными запасами угля в мире обладают…» (выберите правильную строку):

б) Россия, ФРГ, Китай, ЮАР, США, Австралия.

Задание 5. Среди перечисленных ниже стран подчеркните разными цветами или линиями те, которые особенно выделяются:

по запасам железной руды: Австралия, Бразилия, Китай, Россия, Украина;

по запасам медной руды: Демократическая Республика Конго, Замбия, Чили;

по запасам бокситов: Австралия, Бразилия, Гвинея, Замбия;

по запасам олова: Бразилия, Демократическая Республика Конго, Китай, Малайзия, Россия.

Задание 6. На контурную карту (рис. 2) кружками нанесены районы местонахождения наиболее крупных бассейнов минерального топлива и сырья. Определите, какие виды полезных ископаемых в них залегают, и впишите в эти кружки соответствующие условные знаки. По возможности подпишите также названия бассейнов. Проанализируйте полученную картосхему.

Рабочая тетрадь по географии Максаковский 10 класс - Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды - 1

Рабочая тетрадь по географии Максаковский 10 класс - Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды - 2

Из данной картосхемы видно, что Земля обладает огромными природными ресурсами. Однако запасы этих ресурсов распределены неравномерно. Топливные – находятся на древних платформах, внутренних и краевых прогибах. Основные их запасы находятся в Северном полушарии, т.к. здесь сосредоточено большинство отложений мезозоя, а топливные ископаемые имеют осадочное происхождение. Нерудные полезные ископаемые – встречаются как в платформенных, так и в складчатых областях, т.е. в Северном и Южном полушариях.

Задание 7. Из приведённого ниже перечня стран выпишите те, которые обладают наибольшим гидроэнергетическим потенциалом:

Бразилия, Демократическая Республика Конго, Канада, Китай, Россия, США.

Задание 8. Перечислите известные вам виды нетрадиционных (альтернативных) источников энергии

Энергия ветра, солнечная энергия, геотермальная энергия, энергия приливов и отливов.

Задание 9. На круговой диаграмме (Рис. 3) показана структура мирового земельного фонда. Укажите, какие из приведённых цифровых показателей относятся:

Рабочая тетрадь по географии Максаковский 10 класс - Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды - 3

1) к землям под населёнными пунктами, промышленными и транспортными объектами – 2%;

2) к обрабатываемым землям – 11%;

3) к лугам и пастбищам – 23%;

4) к лесам и кустарникам – 30%;

5) к малопродуктивным и непродуктивным землям – 34%.

Сделайте выводы из этой диаграммы.

Постоянная обработка земель приводит к уменьшению её продуктивной способности, происходит истощение земель.

Задание 10. Приведите примеры стран с наибольшей (а) и наименьшей (б) обеспеченностью пахотными угодьями из расчета на душу населения:

а) Украина, Франция, США

б) Ирак, Иран, Кувейт, Нигер

Объясните причины такого различия:

обеспеченность пахотными угодьями зависит от:

1) количества жителей данной страны

2) количества земель, пригодных для пахотных угодий

3) степени развития с/х в данной стране

Задание 11. Укажите, какие из перечисленных ниже стран имеют самую высокую (подчеркните двумя чертами) и самую низкую (подчеркните одной чертой) обеспеченность водными ресурсами:

Страны, имеющие самую высокую обеспеченность водными ресурсами:

1) Россия; 4) Китай; 7) Конго; 8) Канада;

Страны, имеющие самую низкую обеспеченность водными ресурсами:

2) ФРГ; 3) Норвегия; 5) Саудовская Аравия; 6) Египет; 9) Суринам; 10) Новая Зеландия.

Объясните причины такого различия:

1) наличие источников воды (реки, озёра)

2) неравномерное географическое распределение водных ресурсов

3) степень потребления и использования водных ресурсов

Задание 12. Укажите, какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей (подчеркните двумя чертами) и наименьшей (подчеркните одной чертой) обеспеченностью лесными ресурсами.

Страны с наибольшей обеспеченностью лесными ресурсами:

2) Габон; 3) Демократическая Республика Конго; 4) Конго; 6) Россия; 8) Финляндия; 9) Швеция;

Страны с наименьшей обеспеченностью лесными ресурсами:

1) Великобритания; 5) Ливия; 7) Сомали; 10) Япония.

Задание 13. Заполните таблицу «Ресурсы Мирового океана» по следующей форме:

Рабочая тетрадь по географии Максаковский 10 класс - Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды - 4

Сделайте выводы.

Океан – это огромная кладовая ресурсов, но они также нуждаются в рациональной добыче и надёжной охране.

Задание 14. Назовите три главных пути решения экологических проблем:

1) создание разного вида очистительных сооружений, переработка мусора

2) переход к малоотходным и безотходным процессам производства

3) рациональное размещение фабрик и заводов разных отраслей производства.

Объясните значение каждого из них.

1 – предотвратит загрязнение атмосферы и гидросферы

2 – может обеспечить прекращение сброса сточных вод в реки и водоёмы

3 – может предотвратить выпадение кислотных дождей в крупных населённых пунктах.

Задание 15. Назовите несколько научных концепций, относящихся к географическому ресурсоведению и геоэкологии:

Рабочая тетрадь по географии Максаковский 10 класс - Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды - 5



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: