Урок 56. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов - cтраницы 94, 95, 96
1. Почему нельзя утверждать, что генотип любого организма – это простая сумма отдельных генов? Что доказывает противоположное?
Если и клетка, и организм являются целостными системами, то это потому, что генотип – это система взаимодействующих генов, как аллельных, так и неаллельных, друг с другом.
Если и клетка, и организм являются целостными системами, то это потому, что генотип – это система взаимодействующих генов, как аллельных, так и неаллельных, друг с другом.
2. Напишите, каким образом проявляется взаимодействие аллельных генов. Приведите примеры.
Это может быть полное доминирование, неполное доминирование 9отношения типа доминантности-рецессивности), кодоминирование (проявление сразу двух аллельных генов), сверхдоминирование (большая степень выраженности признака у гетерозиготных организмов).
Это может быть полное доминирование, неполное доминирование 9отношения типа доминантности-рецессивности), кодоминирование (проявление сразу двух аллельных генов), сверхдоминирование (большая степень выраженности признака у гетерозиготных организмов).
3. Охарактеризуйте связь между гетерозисом и сверхдоминированием.
При сверхдоминировании наблюдается большая степень выраженности признака у гетерозиготных организмов, что служит основой гетерозиса – явления гибридной силы.
При сверхдоминировании наблюдается большая степень выраженности признака у гетерозиготных организмов, что служит основой гетерозиса – явления гибридной силы.
4. Напишите, какие взаимоотношения складываются между неаллельными генами. Рассмотрите рисунок 9.6. Взаимодействие каких генов у кур приведет к возникновению новой, розовидной формы гребня петуха.
Эпистаз, комплементарность, полимерия, плейотропия.
На рисунке показано взаимодействие генов по типу комплементарности.
Эпистаз, комплементарность, полимерия, плейотропия.
На рисунке показано взаимодействие генов по типу комплементарности.
5. Рассмотрите схему гибридизации двух растений душистого горошка с белыми цветками. При каком генотипе формируется пурпурная окраска цветков?
При генотипе АаВв.
При генотипе АаВв.
6. Как проявляется комплементарность? Почему этот тип взаимодействия генов называется еще явлением взаимодополнения? Приведите примеры проявления комплементарности.
При комплементарности два неаллельных гена, находясь вместе в одном генотипе, определяют развитие нового признака. При этом могут быть разные типы расщепления во втором поколении - 9 : 3 : 3 : 1; 9 : 7; 9 : 6 : 1; 9 : 3 : 4. В первом поколении наблюдается новообразование. Примеры: форма гребня у кур, наследование окраски цветков душистого горошка.
При комплементарности два неаллельных гена, находясь вместе в одном генотипе, определяют развитие нового признака. При этом могут быть разные типы расщепления во втором поколении - 9 : 3 : 3 : 1; 9 : 7; 9 : 6 : 1; 9 : 3 : 4. В первом поколении наблюдается новообразование. Примеры: форма гребня у кур, наследование окраски цветков душистого горошка.
7. Сравните особенности наследования качественных и количественных признаков организмов. Какими генами определяется развитие таких признаков? Какое обозначение принято давать количественным признакам?
При наследовании качественных признаков наблюдается взаимодополняемость или подавление одним геном неаллельного гена. При наследовании количественных признаков они определяются неаллельными генами, действующими на один и тот же признак или свойство. Они обозначаются одной и той же буквой, но с цифрой, что означает разные гены, отвечающий за один и тот же признак. Например, А1А1А2А2 – красные зерна у пшеницы, а1а1а2а2 – белые.
При наследовании качественных признаков наблюдается взаимодополняемость или подавление одним геном неаллельного гена. При наследовании количественных признаков они определяются неаллельными генами, действующими на один и тот же признак или свойство. Они обозначаются одной и той же буквой, но с цифрой, что означает разные гены, отвечающий за один и тот же признак. Например, А1А1А2А2 – красные зерна у пшеницы, а1а1а2а2 – белые.
8. Раскройте смысл утверждения о том, что действие любого гена зависит от фенотипической среды, т.е. от влияния на него другого гена или других генов.
Выражение «ген определяет развитие признака» условно, так как действие гена зависит от действия и влияния других генов, то есть генотипической среды.
Выражение «ген определяет развитие признака» условно, так как действие гена зависит от действия и влияния других генов, то есть генотипической среды.
Урок 55. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом - стр. 92-94Урок 58. Наследственная (генотипическая) изменчивость - стр. 96-100
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: