Тема 2.5 Органические вещества. Углеводы. Белки - cтраницы 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42
1. Дайте определения понятий.
- Углеводы – органические вещества, содержащие карбонильную группу и несколько гидроксильных групп.
- Моносахарид – простой углевод, при гидролизе не расщепляющийся на более простые соединения.
- Дисахарид – углевод, представляющий собой соединений из двух моносахаридов.
3. Рассмотрите рисунок 11 учебника и приведите примеры моносахаридов, в состав которых входит:
- пять атомов углерода: рибоза, дезоксирибоза;
- шесть атомов углерода: глюкоза, фруктоза.
5. Назовите растворимые в воде углеводы. Какие особенности строения их молекул обеспечивают свойство растворимости?
ОТВЕТ: Моносахариды (глюкоза, фруктоза) и дисахариды (сахароза). Их молекулы небольшого размера и полярные, поэтому растворимы в воде. Полисахариды образуют длинные цепи, которые в воде не растворяются
ОТВЕТ: Моносахариды (глюкоза, фруктоза) и дисахариды (сахароза). Их молекулы небольшого размера и полярные, поэтому растворимы в воде. Полисахариды образуют длинные цепи, которые в воде не растворяются
7. Полисахарид хитин входит в структуру клеточных стенок грибов и составляет основу наружного скелета членистоногих. С каким из известных вам полисахаридов он проявляет функциональное сходство? Ответ обоснуйте.
ОТВЕТ: Хитин является веществом, очень близким по строению, физико-химическим свойствам и биологической роли к целлюлозе. Он выполняет защитную и опорную функции, содержится в клеточных стенках грибов, некоторых водорослей, бактерий.
ОТВЕТ: Хитин является веществом, очень близким по строению, физико-химическим свойствам и биологической роли к целлюлозе. Он выполняет защитную и опорную функции, содержится в клеточных стенках грибов, некоторых водорослей, бактерий.
8. Дайте определения понятий.
- Полипептид - химическое вещество, состоящее из длинной цепи аминокислот, связанных пептидными связями.
- Денатурация - потеря белками или нуклеиновыми кислотами их естественных свойств вследствие нарушения пространственной структуры их молекул.
- Ренатурация - восстановление (после денатурации) биологически активной пространственной структуры биополимера (белка или нуклеиновой кислоты).
9. Объясните утверждение: «Белки - носители и организаторы жизни».
ОТВЕТ: По Энгельсу «Всюду, где есть встречаем жизнь, она связана с каким-либо белковым телом, и повсюду, где мы встречаем какое-либо белковое тело, которое не находится в процессе разложения, мы без исключения встречаем и явления жизни...». «Жизнь есть способ существования белковых тел...».
ОТВЕТ: По Энгельсу «Всюду, где есть встречаем жизнь, она связана с каким-либо белковым телом, и повсюду, где мы встречаем какое-либо белковое тело, которое не находится в процессе разложения, мы без исключения встречаем и явления жизни...». «Жизнь есть способ существования белковых тел...».
10. Напишите общую структурную формулу аминокислоты. Объясните, почему мономер белка носит такое название.
ОТВЕТ: RCH(NH2)COOH. Аминокислоты объединяют в себе свойства кислот и аминов, т. е. содержат наряду с карбоксильной группой -COOH аминогруппу -NH2.
ОТВЕТ: RCH(NH2)COOH. Аминокислоты объединяют в себе свойства кислот и аминов, т. е. содержат наряду с карбоксильной группой -COOH аминогруппу -NH2.
11. Чем отличаются друг от друга различные аминокислоты?
ОТВЕТ: Аминокислоты отличаются друг т друга по строению радикала.
ОТВЕТ: Аминокислоты отличаются друг т друга по строению радикала.
12. Заполните кластер «Многообразие белков и их функции».
Белки: гормоны, транспортные белки, ферменты, токсины, антибиотики, запасные белки, защитные белки, двигательные белки, структурные белки.
Белки: гормоны, транспортные белки, ферменты, токсины, антибиотики, запасные белки, защитные белки, двигательные белки, структурные белки.
14. Пользуясь учебником, объясните суть высказывания: «Биохимические реакции, протекающие в присутствии ферментов, - основа жизнедеятельности клеток».
ОТВЕТ: Белки-ферменты катализируют множество реакций, обеспечивают слаженность ансамбля клеток живых организмов, ускоряя во много раз скорость химических реакций.
ОТВЕТ: Белки-ферменты катализируют множество реакций, обеспечивают слаженность ансамбля клеток живых организмов, ускоряя во много раз скорость химических реакций.
15. Приведите примеры белков, участвующих в перечисленных процессах.
- Бег, ходьба, прыжки – актин и миозин.
- Рост – соматотропин.
- Транспорт кислорода и углекислого газа в крови – гемоглобин.
- Рост ногтей и волос – кератин.
- Свертывание крови – протромбин, фибриноген.
- Связывание кислорода в мышцах – миоглобин.
16. Установите соответствие между конкретными белками и их функциями.
Белки:
1. Протромбин
2. Коллаген
3. Актин
4. Соматотропин
5. Гемоглобин
6. Инсулин
Роль в организме
A. Сократительный белок мышц
Б. Гормон гипофиза
B. Обеспечивает свертываемость крови
Г. Входит в состав волокон соединительной ткани
Д. Гормон поджелудочной железы
Е. Переносит кислород
Белки:
1. Протромбин
2. Коллаген
3. Актин
4. Соматотропин
5. Гемоглобин
6. Инсулин
Роль в организме
A. Сократительный белок мышц
Б. Гормон гипофиза
B. Обеспечивает свертываемость крови
Г. Входит в состав волокон соединительной ткани
Д. Гормон поджелудочной железы
Е. Переносит кислород
17. На чем основано дезинфицирующее свойство этилового спирта?
ОТВЕТ: Он разрушает белки (в т. ч. токсины) бактерий, приводит к их денатурации.
ОТВЕТ: Он разрушает белки (в т. ч. токсины) бактерий, приводит к их денатурации.
18. Почему вареное яйцо, погруженное в холодную воду, не возвращается к исходному состоянию?
ОТВЕТ: Происходит необратимая денатурация белка куриного яйца под воздействием высокой температуры.
ОТВЕТ: Происходит необратимая денатурация белка куриного яйца под воздействием высокой температуры.
19. При окислении 1 г белков выделяется столько же энергии, сколько при окислении 1 г углеводов. Почему организм использует белки как источник энергии только в крайних случаях?
ОТВЕТ: Функции белков – это, во-первых, строительная, ферментативная, транспортная функции, и только в крайних случаях организм использует или тратит белки на получение энергии, только тогда, когда в организм не поступают углеводы и жиры, когда организм голодает.
ОТВЕТ: Функции белков – это, во-первых, строительная, ферментативная, транспортная функции, и только в крайних случаях организм использует или тратит белки на получение энергии, только тогда, когда в организм не поступают углеводы и жиры, когда организм голодает.
20. Выберите правильный ответ.
Тест 1. Белки, увеличивающие скорость химических реакций в клетке:
2) ферменты;
Тест 2. Мономер сложных углеводов - это:
4) глюкоза.
Тест 3. Углеводы в клетке не выполняют функцию:
3) хранения наследственной информации.
Тест 4. Полимер, мономеры которого располагаются в одну линию:
2) неразветвленный полимер;
Тест 5. В состав аминокислот не входит:
3) фосфор;
Тест 6. У животных гликоген, а у растений:
3) крахмал;
Тест 7. У гемоглобина есть, а у лизоцима нет:
4) четвертичной структуры.
Тест 1. Белки, увеличивающие скорость химических реакций в клетке:
2) ферменты;
Тест 2. Мономер сложных углеводов - это:
4) глюкоза.
Тест 3. Углеводы в клетке не выполняют функцию:
3) хранения наследственной информации.
Тест 4. Полимер, мономеры которого располагаются в одну линию:
2) неразветвленный полимер;
Тест 5. В состав аминокислот не входит:
3) фосфор;
Тест 6. У животных гликоген, а у растений:
3) крахмал;
Тест 7. У гемоглобина есть, а у лизоцима нет:
4) четвертичной структуры.
21. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.
22. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин: дезоксирибоза.
Соответствие: термин соответствует значению. Это дезоксисахар - производное рибозы, где гидроксильная группа у второго атома углерода замещена водородом с потерей атома кислорода (дезокси - отсутствие атома кислорода).
Выбранный термин: дезоксирибоза.
Соответствие: термин соответствует значению. Это дезоксисахар - производное рибозы, где гидроксильная группа у второго атома углерода замещена водородом с потерей атома кислорода (дезокси - отсутствие атома кислорода).
23. Сформулируйте и запишите основные идеи § 2.5.
Углеводы и белки относятся к органическим веществам клетки. К углеводам относятся: моносахариды (рибоза, дезоксирибоза, глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин). В организме они выполняют функции: энергетическую, запасающую, структурная.
Белки, мономерами которых являются аминокислоты, имеют первичную, вторичную, третичную и часто четвертичную структуры.
Выполняют в организме важные функции: являются гормонами, ферментами, токсинами, антибиотиками, запасными, защитными, транспортными, двигательными и структурными белками.
Углеводы и белки относятся к органическим веществам клетки. К углеводам относятся: моносахариды (рибоза, дезоксирибоза, глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин). В организме они выполняют функции: энергетическую, запасающую, структурная.
Белки, мономерами которых являются аминокислоты, имеют первичную, вторичную, третичную и часто четвертичную структуры.
Выполняют в организме важные функции: являются гормонами, ферментами, токсинами, антибиотиками, запасными, защитными, транспортными, двигательными и структурными белками.
Тема 2.4. Органические вещества. Общая характеристика. Липиды - стр. 31-34Тема 2.6. Органические вещества. Нуклеиновые кислоты - стр. 42-48
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: