§26 Духовная жизнь в 30-е гг - cтраницы 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108
1. На основе анализа материалов параграфа и представленных ниже документы сделайте и запишите выводы о процессах, происходивших в 1930-е гг. в области культуры.
Из книги Л. Д. Троцкого "Преданная революция"
Нынешний правящий слой считает себя призванным не только политически контролировать духовное творчество, но и предписывать ему пути развития. Безапелляционное командование распространяется в одинаковой мере на концентрационные лагеря, агрономию и музыку. Центральный орган партии печатает анонимные директивные статьи, имеющие характер военных приказов, по архитектуре, литературе, драматическому искусству, балету, не говоря уже о философии и истории."
Из выступления наркома юстиции РСФСР Н. В. Крыленко на заседании Шахматной федерации. 1932 год.
Мы должны раз и навсегда покончить с нейтралитетом шахмат. Мы должны раз и навсегда осудить формулу "шахматы для шахмат", как и формулу "искусство для искусства". Мы должны организовать ударные бригады шахматистов и начать немедленно выполнять пятилетний план по шахматам."
Из выступления А.Довженко на совещании, посвященном историческим фильмам. 1940 год
И в "Петре I", и в "Александре Невском" и в "Минине и Пожарском", и в "Богдане Хмельницком"... есть какое-то угодливое желание притянуть историю поближе к нам и даже реплики героев перемешать чуть ли не с речами вождей. Получается так, что Александра Невского можно, право, назначить секретарем Псковского обкома, а Петра, и Минина, и Богдана тоже чем-то в этом роде...
Наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление со стороны государства. Все искусство было подчинено строгой партийной цензуре.
Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали. Самое пристальное внимание Сталин уделял истории. Он взял под личный все учебники сам перечитывал некоторые и редактировал.
Из книги Л. Д. Троцкого "Преданная революция"
Нынешний правящий слой считает себя призванным не только политически контролировать духовное творчество, но и предписывать ему пути развития. Безапелляционное командование распространяется в одинаковой мере на концентрационные лагеря, агрономию и музыку. Центральный орган партии печатает анонимные директивные статьи, имеющие характер военных приказов, по архитектуре, литературе, драматическому искусству, балету, не говоря уже о философии и истории."
Из выступления наркома юстиции РСФСР Н. В. Крыленко на заседании Шахматной федерации. 1932 год.
Мы должны раз и навсегда покончить с нейтралитетом шахмат. Мы должны раз и навсегда осудить формулу "шахматы для шахмат", как и формулу "искусство для искусства". Мы должны организовать ударные бригады шахматистов и начать немедленно выполнять пятилетний план по шахматам."
Из выступления А.Довженко на совещании, посвященном историческим фильмам. 1940 год
И в "Петре I", и в "Александре Невском" и в "Минине и Пожарском", и в "Богдане Хмельницком"... есть какое-то угодливое желание притянуть историю поближе к нам и даже реплики героев перемешать чуть ли не с речами вождей. Получается так, что Александра Невского можно, право, назначить секретарем Псковского обкома, а Петра, и Минина, и Богдана тоже чем-то в этом роде...
Наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление со стороны государства. Все искусство было подчинено строгой партийной цензуре.
Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали. Самое пристальное внимание Сталин уделял истории. Он взял под личный все учебники сам перечитывал некоторые и редактировал.
2. Проанализируйте документы и запишите ответы на вопросы.
Из письма нелегально направленного за границу. Октябрь 1928г., Харьков
Вузовская молодежь как небо от земли отличается от дореволюционного студенчества... Боевой лозунг - университет для рабочих и крестьян. В первую очередь для комсомольцев и рабфаковцев... Для детей служащих, т. е. прежней интеллигенции, установлена «процентная норма»: огромный конкурс на ничтожное число вакансий... Кто счастливо проскочил через сито приемочных комиссий с их классовым подходом и политическим сыском, тот тише воды, ниже травы. Вылетишь в два счета по одному подозрению. Сыск ведется изнутри по принципу «самообслуживания»: в трудо¬вой школе - одноклассниками-«шпионерами», в вузе - студенческими «комищеиками». А новые студенты «от сохи» усердно «грызут гранит науки» и в лучшем случае тоже пугливо озираются по сторонам...
Квалифицированная интеллигенция, профессора, инженеры, врачи, адвокаты - в массе своей «осоветились». Большинство с грехом пополам устроилось и боится перемен... Считают, и не без основания, что события имеют свою логику. Да и практика белых правительств у всех в памяти. Люди, далекие от коммунистической партии, находят, что рабоче-крестьянское правительство имеет немало заслуг и достижений в области народного образования и в международных отношениях, что это как-никак национальная власть, отстаивающая достоинство и целостность страны. О Временном правительстве вспоминают с ядовитым сарказмом.
Из дневника московского учителя истории И. И. Шитца. 1929 г.
С интеллигенцией дело обстоит совсем плохо. Профессура отмирает либо изгоняется, подроста же нет. Специалистов по всем ведомостям «снимают» (заменяя «выдвиженцами») либо, что еще хуже, сажают; наиболее частое обвинение - вредительство. Химиков сидит чуть ли не половина всего количества их. ГПУ даже «торгует» химиками, т. е. за большие деньги отдает посаженных химиков в работы разным трестам и учреждениям, конечно, зорко досматривая, чтобы ученые не удрали; а не то ученых отсылают на работу в гиблые места на малом содержании (как арестованных). Есть даже такие, что работают в тюрьме, куда им доставляют книги и необходимые пособия. Одного из недавно расстрелянных генералов, говорят, даже взманили написать серьёзную работу, пообещав ему за это жизнь.
1. О каких противоречивых процессах, происходивших в среде интеллигенции, идет речь в документах?
Люди не должны были много знать, хотя правительство старалось просветить их. Интеллигенция должны "осоветиться".
2. Какой новый слой сталинской социальной системы формировался в конце 1920-х - 1930-х гг.?
Социальную систему подчинения.
3. Как вы считаете, почему сталинские репрессии в первую очередь затронули ряды старой интеллигенции?
Потому как на молодых людей больше всего влияет старая интеллигенция, у которой есть с чем сравнить правительство.
Из письма нелегально направленного за границу. Октябрь 1928г., Харьков
Вузовская молодежь как небо от земли отличается от дореволюционного студенчества... Боевой лозунг - университет для рабочих и крестьян. В первую очередь для комсомольцев и рабфаковцев... Для детей служащих, т. е. прежней интеллигенции, установлена «процентная норма»: огромный конкурс на ничтожное число вакансий... Кто счастливо проскочил через сито приемочных комиссий с их классовым подходом и политическим сыском, тот тише воды, ниже травы. Вылетишь в два счета по одному подозрению. Сыск ведется изнутри по принципу «самообслуживания»: в трудо¬вой школе - одноклассниками-«шпионерами», в вузе - студенческими «комищеиками». А новые студенты «от сохи» усердно «грызут гранит науки» и в лучшем случае тоже пугливо озираются по сторонам...
Квалифицированная интеллигенция, профессора, инженеры, врачи, адвокаты - в массе своей «осоветились». Большинство с грехом пополам устроилось и боится перемен... Считают, и не без основания, что события имеют свою логику. Да и практика белых правительств у всех в памяти. Люди, далекие от коммунистической партии, находят, что рабоче-крестьянское правительство имеет немало заслуг и достижений в области народного образования и в международных отношениях, что это как-никак национальная власть, отстаивающая достоинство и целостность страны. О Временном правительстве вспоминают с ядовитым сарказмом.
Из дневника московского учителя истории И. И. Шитца. 1929 г.
С интеллигенцией дело обстоит совсем плохо. Профессура отмирает либо изгоняется, подроста же нет. Специалистов по всем ведомостям «снимают» (заменяя «выдвиженцами») либо, что еще хуже, сажают; наиболее частое обвинение - вредительство. Химиков сидит чуть ли не половина всего количества их. ГПУ даже «торгует» химиками, т. е. за большие деньги отдает посаженных химиков в работы разным трестам и учреждениям, конечно, зорко досматривая, чтобы ученые не удрали; а не то ученых отсылают на работу в гиблые места на малом содержании (как арестованных). Есть даже такие, что работают в тюрьме, куда им доставляют книги и необходимые пособия. Одного из недавно расстрелянных генералов, говорят, даже взманили написать серьёзную работу, пообещав ему за это жизнь.
1. О каких противоречивых процессах, происходивших в среде интеллигенции, идет речь в документах?
Люди не должны были много знать, хотя правительство старалось просветить их. Интеллигенция должны "осоветиться".
2. Какой новый слой сталинской социальной системы формировался в конце 1920-х - 1930-х гг.?
Социальную систему подчинения.
3. Как вы считаете, почему сталинские репрессии в первую очередь затронули ряды старой интеллигенции?
Потому как на молодых людей больше всего влияет старая интеллигенция, у которой есть с чем сравнить правительство.
3. Опираясь на материалы учебника, приведите в соответствие друг другу данные таблицы.
Достижения советской науки в 1930-х гг.
Достижения советской науки в 1930-х гг.
4. Выберите правильные ответы.
1. На одном из приемов Сталину представили известного артиста Игоря Ильинского. Вождь пошутил:
- Здравствуйте, гражданин Бывалов. Вы бюрократ и я бюрократ, мы поймем друг друга. Пойдемте побеседуем…
В каком кинофильме И.В.Ильинский блестяще сыграл роль бюрократа Бывалова:
а) «Закройщик из Торжка»;
б) «Праздник святого Иоргена»;
в) «Волга-Волга»?
2. В каком кинофильме прозвучала «Песня о Родине» И.Дунаевского и В.Лебедева-Кумача:
а) «Цирк»;
б) «Свинарка и пастух»;
в) «Светлый путь»?
3. Кто является режиссером-постановщиком популярных кинофильмов «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух»:
а) Г. А. Александров;
б) Г. М. Козинцев;
в) И. А. Пырьев
1. На одном из приемов Сталину представили известного артиста Игоря Ильинского. Вождь пошутил:
- Здравствуйте, гражданин Бывалов. Вы бюрократ и я бюрократ, мы поймем друг друга. Пойдемте побеседуем…
В каком кинофильме И.В.Ильинский блестяще сыграл роль бюрократа Бывалова:
а) «Закройщик из Торжка»;
б) «Праздник святого Иоргена»;
в) «Волга-Волга»?
2. В каком кинофильме прозвучала «Песня о Родине» И.Дунаевского и В.Лебедева-Кумача:
а) «Цирк»;
б) «Свинарка и пастух»;
в) «Светлый путь»?
3. Кто является режиссером-постановщиком популярных кинофильмов «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух»:
а) Г. А. Александров;
б) Г. М. Козинцев;
в) И. А. Пырьев
5. Выберите правильный ответ.
1936 год открылся статьей в «Правде» «Сумбур вместо музыки». Центральный орган ЦК ВКП(б) подверг безжалостной, сокрушительной критике:
а) музыку И. Дунаевского к кинофильму «Веселые ребята»;
б) музыку С. Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта»;
в) оперу Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
1936 год открылся статьей в «Правде» «Сумбур вместо музыки». Центральный орган ЦК ВКП(б) подверг безжалостной, сокрушительной критике:
а) музыку И. Дунаевского к кинофильму «Веселые ребята»;
б) музыку С. Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта»;
в) оперу Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
7.
В мае 1936 г. в бюро драматургов Союза советских писателей поступило следующее заявление:
В начале 1936 г. театры внезапно сняли со сцен всю мою драматургическую продукцию последних лет. Московский Художественный снял после нескольких представлений мою пьесу «Мольер», Московский театр сатиры, после первой генеральной,- мою комедию «Иван Васильевич», Вахтанговский - прекратил начавшуюся работу над пьесой «Александр Пушкин». Означенное снятие моих пьес разного жанра сопровождалось появлением в прессе статей такого характера, который показал мне с неоспоримой ясностью, что дальнейшее сочинение моих пьес и представление их в драматические театры является совершенно бесполезным.
Кто был автором этого заявления:
а) М. А. Булгаков;
б) А. Е. Корнейчук;
в) Б. Л. Пастернак;
г) Н. Ф. Погодин?
В мае 1936 г. в бюро драматургов Союза советских писателей поступило следующее заявление:
В начале 1936 г. театры внезапно сняли со сцен всю мою драматургическую продукцию последних лет. Московский Художественный снял после нескольких представлений мою пьесу «Мольер», Московский театр сатиры, после первой генеральной,- мою комедию «Иван Васильевич», Вахтанговский - прекратил начавшуюся работу над пьесой «Александр Пушкин». Означенное снятие моих пьес разного жанра сопровождалось появлением в прессе статей такого характера, который показал мне с неоспоримой ясностью, что дальнейшее сочинение моих пьес и представление их в драматические театры является совершенно бесполезным.
Кто был автором этого заявления:
а) М. А. Булгаков;
б) А. Е. Корнейчук;
в) Б. Л. Пастернак;
г) Н. Ф. Погодин?
8. Проанализируйте документ и запишите ответы на вопросы.
Из работы русского философа Г. П. Федотова
«Письма о русской культуре». 1938-1939 гг.
Каков бы ни был политический смысл русской революции, ее культурное содержание может быть описано, с крайней схематичностью, следующим образом: русская культура, доселе творимая и хранимая интеллигенцией, спускается в самую глубину масс и вызывает полный переворот в их сознании... Никто не думает, конечно, что в России высшая математика или философия стали доступны массам. Но культура перестала быть замкнутой или двухэтажной. Старое противоположение интеллигенции и народа потеряло свой смысл... Россия в культурном смысле стала единым организмом...
Однако... Благодаря сознательному и полусознательному истреблению интеллигенции... демократизация культуры приобретает зловещий характер. Широкой волной текущая в на¬род культура перестает быть культурой... Университеты открыты для всех, в России насчитывается до 700 высших школ, но есть ли хоть одна высшая школа, достойная этого имени, равная по качеству старому университету? В этом позволительно сомневаться. Рабочий или крестьянский парень, огромными трудами и потом стяжавший себе диплом врача или инженера, не умеет ни писать, ни даже правильно говорить по-русски. Приобретя известный запас профессиональных сведений, он совершенно лишен общей культуры и, раскрывая книгу, встречаясь с уцелевшим интеллигентом старой школы, на каждом шагу мучительно чувствует свое невежество. Специалистом он, может быть, и стал... но культурным человеком не стал и не станет... Причина ясна и проста. Исчезла та среда, которая перерабатывала, обтесывала юного варвара, в нее вступившего, лучше всякой школы и книг...
1. В чем видит Г. П. Федотов безусловное достижение русской революции?
Культура перестала ыть двухэтажной и стала доступной массам.
2. Какое противоречие «культурной революции» он отмечает?
Образование стало доступным, но качество его ухудшилось.
3. В чем видит русский философ причину резкого снижения культурного уровня советских людей?
Людей учат профессиональным сведениям, но они лишены общей культуры.
4. Согласны ли вы с суждениями русского философа? Укажите дополнительные факторы, которые привели, на ваш взгляд, к понижению общей культуры населения СССР в 1930-е гг.
Согласен, потому что просто быть специалистом недостаточно. Нужно быть грамотным. Еще один фактор - это идеалогическая направленность образования.
Из работы русского философа Г. П. Федотова
«Письма о русской культуре». 1938-1939 гг.
Каков бы ни был политический смысл русской революции, ее культурное содержание может быть описано, с крайней схематичностью, следующим образом: русская культура, доселе творимая и хранимая интеллигенцией, спускается в самую глубину масс и вызывает полный переворот в их сознании... Никто не думает, конечно, что в России высшая математика или философия стали доступны массам. Но культура перестала быть замкнутой или двухэтажной. Старое противоположение интеллигенции и народа потеряло свой смысл... Россия в культурном смысле стала единым организмом...
Однако... Благодаря сознательному и полусознательному истреблению интеллигенции... демократизация культуры приобретает зловещий характер. Широкой волной текущая в на¬род культура перестает быть культурой... Университеты открыты для всех, в России насчитывается до 700 высших школ, но есть ли хоть одна высшая школа, достойная этого имени, равная по качеству старому университету? В этом позволительно сомневаться. Рабочий или крестьянский парень, огромными трудами и потом стяжавший себе диплом врача или инженера, не умеет ни писать, ни даже правильно говорить по-русски. Приобретя известный запас профессиональных сведений, он совершенно лишен общей культуры и, раскрывая книгу, встречаясь с уцелевшим интеллигентом старой школы, на каждом шагу мучительно чувствует свое невежество. Специалистом он, может быть, и стал... но культурным человеком не стал и не станет... Причина ясна и проста. Исчезла та среда, которая перерабатывала, обтесывала юного варвара, в нее вступившего, лучше всякой школы и книг...
1. В чем видит Г. П. Федотов безусловное достижение русской революции?
Культура перестала ыть двухэтажной и стала доступной массам.
2. Какое противоречие «культурной революции» он отмечает?
Образование стало доступным, но качество его ухудшилось.
3. В чем видит русский философ причину резкого снижения культурного уровня советских людей?
Людей учат профессиональным сведениям, но они лишены общей культуры.
4. Согласны ли вы с суждениями русского философа? Укажите дополнительные факторы, которые привели, на ваш взгляд, к понижению общей культуры населения СССР в 1930-е гг.
Согласен, потому что просто быть специалистом недостаточно. Нужно быть грамотным. Еще один фактор - это идеалогическая направленность образования.
§25 Политическая система СССР в 30-е гг - стр. 99-102§27 Внешняя политика СССР в 30-е гг - стр. 108-112
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: