§22 Духовная жизнь в СССР в 20-е гг - cтраницы 88, 89, 90, 91

1. Проанализируйте материалы параграфа и помещённый ниже документ и заполните таблицу.

Из работы Н. И. Бухарина и Е. А. Преображенского "Азбука коммунизма"
Обучение должно быть обязательным.. Обучение должно быть бесплатным... Обучение... должно быть равным для всех... Обучение должно охватывать всю молодежь от 8 до 17 лет.
Школа должна быть единой. Это значит... что должно быть уничтожено деление школ на мужские и женские и осуществлено совместное обучение детей обоего пола… Единая школа означает единую лестницу, по которой может и должен пройти каждый учащийся социалистической республики, начав с самого низшего порога – с детского сада и – и закончив высшею ступенью…
Школа социалистической республики должна быть трудовой. Это значит, что обучение и воспитание должно быть соединено с трудом и должно опираться на труд…
Оканчивающему единую трудовую школу ученику коммунистическое общество говорит: «Профессором можешь и не быть, а производителем ценностей быть обязан».

§22 Духовная жизнь в СССР в 20-е гг - 1

2. Проанализируйте документы и запишите ответы на вопросы.

Из работы Н. И. Бухарина и Е. А. Преображенского «Азбука коммунизма»
В буржуазном обществе ребёнок рассматривается… в значительной степени как собственность своих родителей. Когда родители говорят: «Моя дочь, мой сын», это означает теперь не только наличие родственных отношений, но и право родителей на воспитание собственных детей. Это право с социалистической точки зрения совершенно ни на чём не основано…. Ребёнок... принадлежит тому обществу, в котором и благодаря которому он родился, а не только лишь «обществу» своих родителей. Обществу же и принадлежит первейшее и основное право воспитания детей. И с этой точки зрения претензии родителей путём домашнего воспитания запечатлеть в психологии своих детей свою ограниченность необходимо не только отклонять, но и высмеивать самым беспощадным образом… Будущее принадлежит общественному воспитанию.

Из статьи педагога-марксиста В.Н. Шульгина
Мы не призваны воспитывать русского ребёнка, ребёнка русского государства, а гражданина мира, интернационалиста, ребёнка, который полностью понимает интересы рабочего класса и способен драться за мировую революцию… Мы воспитываем нашего ребёнка не для защиты родины, а для всемирных идеалов.

1. Каковы были основные цели воспитания, провозглашённые пролетарским государством?
Воспитывать ребёнка должна не только семья но и общество. Цель - воспитать ребенка, который полностью понимает идеи рабочего класса, готов сражаться за мировую революцию.

2. Почему большевики с недоверием относились к семейному воспитанию ребёнка?
Потому что при семейном воспитании родители могли навязать ребенку идеалы, которые не совпадают с идеалами советской власти. Или наоборот не смогут вложить, то воспитание, которые выгодно государству.
3. Вставьте пропущенные в тексте фамилии писателей и поэтов:
И. А. Бунина, З. Н. Гиппиус, М. Горького, А. И. Куприна, В. В. Маяковского, Д. С. Мережковского, И. Северянина, М. И. Цветаевой.

Из книги П. Н. Милюкова "Очерки по истории русской культуры"
Естественно, что писатели, вполне сложившиеся, связанные с прежней социальной средой и не желавшие мириться с новым положением, первые отошли и, по большей части, эмигрировали за границу. Здесь прежде всего следует назвать И. А. Бунина, последнего певца дворянской усадьбы, А. И. Куприна, несравненного живописца исчезнувшего быта… Отошли сразу или постепенно эмигрировали и корифеи следующего, романтического периода, старшие символисты, потревоженные в своих созерцаниях и рифмотворчестве грубой действительностью: З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, И. Северянин, М. И. Цветаева.
Особое положение относительно большевиков занял М. Горький , оказавший им до революции немало услуг материального характера, он как-то «притих». Зато вдвойне шумел В. В. Маяковский со своей ратью футуристов… Как же ему было не слиться с революцией. Ведь до революции он был самым левым из левых, самым рьяным разрушителем литературных традиций.
4.

1. В чём состояла главная идея сменовеховства:
а) в распространении большевистской идеологии в зарубежных странах;
б) в объединении всех антисоветских сил в эмиграции;
в) в примирении с советской властью во имя воссоздания великого Российского государства

2. Какое имя выпадает из общего логического ряда?
а) М. Горький
б) А.И. Куприн
в) С.В. Рахманинов
г) С.С. Прокофьев
д) А.Н. Толстой
е) М.И.Цветаева
5. Приведите в соответствие таблицу.

Русская живопись в 1920-е гг.

§22 Духовная жизнь в СССР в 20-е гг - 2



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: