Тренировочные задания - cтраницы 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

А1. Назовите ученого, первым предпринявшего попытку классификации живых существ и предложившего удобный и простой принцип двойных названий для каждого вида.
3) К. Линней

А2. Причиной возникновения и прогрессивной эволюции первичных хемосинтезирующих прокариот является
2) истощение запасов органических веществ в океане

A3. Одному из ученых впервые удалось в лаборатории с помощью специальной установки имитировать условия первобытной Земли и получить в этих условиях различные низко - и высокомолекулярные органические соединения, многие из которых встречаются в составе современных организмов. Назовите этого учёного.
1) С. Миллер

А4. Назовите учёного, который является автором первой в истории науки эволюционной теории.
1) Ж. Б. Ламарк

А5. Первыми живыми организмами на Земле были
2) анаэробные гетеротрофы

А6. При возвращении одной из групп млекопитающих в воду (среду обитания далеких предков) произошла постепенная «модификация» пятипалых конечностей в плавникообразные ласты, но не возврат к парным плавникам предковой формы - кистеперой рыбы. Этот факт является доказательством
2) принципа прогрессирующей специализации

А7. Органы, имеющие внешнее сходство, но различающиеся внутренним строением и происхождением, называют
3) аналогичными

А8. Сходство формы тела и органов движения у акулы (хрящевые рыбы), ихтиозавра (рептилии) и дельфина (млекопитающие) - это результат
3) конвергенции

А9. Появление приспособлений для осуществления оплодотворения вне водной среды (аппарат цветка) и защиты семян (плод), позволивших обеспечить высокую эффективность размножения растений, - это примеры
3) ароморфоза

А10. От преимущественно биологической эволюции к преимущественно социальной перешли
1) кроманьонцы

A11. Какой из перечисленных структурных компонентов клетки является местом сборки рибосом?
2) ядрышко

А12. Гликолиз протекает в
3) митохондриях

А13. Общей для всех живых клеток функцией является
4) извлечение и аккумулирование энергии

А14. Признак, характерный только для клеток эукариот, - это
3) способность делиться митозом\

А15. Назовите структурный элемент клетки, стенка которого образована одной мембраной.
2) лизосома

А16. Процесс сборки полипептидной цепи на рибосоме называют
1) трансляцией

А17. Процесс программированной гибели клетки - это
3)апоптоз

А18. Только в двухцепочечных участках молекул РНК встречается пара комплементарных азотистых оснований.
2) А - У

А19. У растений не встречается такой полисахарид, как
3) гликоген

А20. Назовите период, отсутствующий в овогенезе.
2) формирование

А21. Группа генетически идентичных организмов, образующихся в результате бесполого размножения, - это
3) клон

А22. Укажите способ бесполого размножения, характерный для дрожжевых грибов.
1) почкование

А23. Биологическое значение II мейотического деления заключается в
2) переводе клеток из диплоидного состояния в гаплоидное

А24. Биологически прогрессивной чертой полового размножения по сравнению с бесполым является
3) значительное повышение наследственного разнообразия популяций

А25. Что из перечисленного является подтверждением биогенетического закона?
4) все ответы верны

А26. Зародышевые листки закладываются на стадии
3) гаструляции

А27. Метаморфоз с полным превращением происходит у
2) бабочки

А28. Совокупность всех наследственных задатков клетки (организма) - это
2) генотип

А29. Закон сцепленного наследования генов был открыт
4) Т. Морганом

А30. В потомстве, полученном от скрещивания двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак), доля особей с белой шерстью составляла 1/4. Каковы генотипы родителей?
4) АаХАа

А31. Число групп сцепления прямо пропорционально числу
3) пар хромосом

А32. Какой закон генетики был открыт на основании анализа результатов, полученных при скрещивании организмов с генотипами АА и аа?
2) единообразия гибридов первого поколения (закон доминирования)

А33. Анализирующим называется скрещивание
3) рецессивной гомозиготы и гетерозиготы

А34. Геномом называется
3) гаплоидный набор ядерных генов

А35. Повышение содержания эритроцитов в крови и увеличение концентрации гемоглобина в них у жителей высокогорных областей - это пример изменчивости
1) модификационной

А36. Сущность комбинативной наследственной изменчивости заключается в возникновении новых сочетаний генов в генотипе в результате
4) все перечисленное

А37. Феномен усиленного развития и резкого повышения жизнеспособности и плодовитости гибридов первого поколения при межлинейной гибридизации - это
3) гетерозис

А38. Область биологической науки, предметом которой являются эволюционно сложившиеся взаимоотношения организмов между собой и средой обитания, называется
3) экологией

А39. Укажите группу организмов, благодаря жизнедеятельности которых молекулярный азот включается в круговорот веществ в биосфере.
4) клубеньковые бактерии

А40. Назовите оболочку Земли, в состав которой входит озоновый слой.
1) атмосфера

А41. Как называется часть биосферы, образующаяся без участия живых организмов?
1) косное вещество

А42. Необходимый животным и человеку витамин D образуется в организме под воздействием
3) ультрафиолетовых лучей

А43. Фактором, ограничивающим распространение растений на север, является
4) температура

А44. Фактор, значение которого в данный момент времени наиболее удалено от оптимума (приближается к пределам выносливости), называют
4) ограничивающим

А45. Какой объект отсутствует в приведенной ниже цепи питания?
... ------ зоопланктон ------ мелкая рыба ------ крупная рыба ------ человек
3) фитопланктон

А46. Растения усваивают серу в форме
4) сульфатов

А47. Биологическая продуктивность экосистемы определяется
2) биомассой

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Доказательствами происходящей в настоящее время эволюции являются
2) появление популяций насекомых-вредителей, стойких к ядохимикатам
4) появление бактерий, устойчивых к антибиотикам
5) возникновение новых форм вируса гриппа

В2. Укажите палеонтологические доказательства эволюции.
2) ископаемые формы
4) филогенетические ряды видов
6) переходные формы растений и животных

В3. Назовите специфические черты человека (антропоморфозы).
1) гибкий позвоночник с четырьмя изгибами
2) сильно развитый лицевой отдел черепа
5) наличие второй сигнальной системы

В4. Что из перечисленного относится к бескислородному этапу энергетического обмена?
1) происходит в гиалоплазме
3) образуется пировиноградная или молочная кислота
4) энергетический эффект - 2 молекулы АТФ

В5. Назовите некоторые отличительные признаки прокариот.
1) отсутствие системы внутриклеточных мембран
2) наличие нуклеоида
6) наличие кольцевой молекулы ДНК

В6. Назовите ключевые события профазы I мейоза.
2) обмен гомологичными участками хромосом
5) репаративный синтез ДНК
6) конъюгация гомологичных хромосом

В7. Перечислите признаки, характерные для сперматогенеза.
2) из одной клетки-предшественницы, вступающей в мейоз, образуется четыре гаметы
4) гаметы содержат или X - или У-хромосому
5) протекает от момента полового созревания и почти конца жизни

В8. Перечислите условия, при которых соблюдается закон независимого наследования признаков.
2) гибриды первого поколения должны быть гетерозиготными
4) исследуемые гены должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом
5) один ген кодирует один признак

В9. Укажите основные признаки рецессивных мутаций.
1) формируют скрытый резерв наследственной изменчивости
4) в гетерозиготном состоянии не проявляются
6) могут оказывать неблагоприятное действие на жизнедеятельность организмов, находясь только в гомозиготном состоянии

В10. Укажите признаки, общие для природных и искусственных экологических систем.
1) наличие пищевых цепей, образующих пищевые сети
4) наличие продуцентов, консументов и редуцентов
6) использование световой энергии

В11. Перечислите признаки, характерные для наземно-воздушной среды обитания.
1) низкая плотность живых существ
4) резкие колебания температур
6) значительное разнообразие условий обитания

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В12. Установите соответствие между учёными и взглядами на историческое развитие живой природы.

ВЗГЛЯДЫ
А) движущей силой эволюции является внутреннее стремление к совершенству
Б) изменения условий среды вызывают у организмов положительные, негативные и нейтральные наследственные изменения
В) благоприобретенные признаки наследуются
Г) движущей силой эволюции является естественный отбор
Д) элементарной эволюционной единицей является отдельная особь
Е) элементарной эволюционной единицей является популяция
УЧЕНЫЕ
1) Ч. Дарвин
2) Ж. Б. Ламарк

Тренировочные задания - 1

В13. Установите соответствие между основными путями достижения состояния биологического прогресса (основные пути эволюции) и их признаками.

ПРИЗНАКИ
А) приводит к образованию новых мелких систематиче¬ких групп
Б) совершенствование органов достигается путем частных изменений в строении и функции органов
В) затрагивает все уровни организации организмов
Г) характерен для оседлых и паразитических форм
Д) упрощение организации и снижение активности ряда органов
Е) приводит к образованию новых крупных систематических групп
ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ
1) ароморфоз 3) общая дегенерация
2) идиоадаптация

Тренировочные задания - 2

В14. Установите соответствие между минеральными компонентами клетки и выполняемыми ими функциями.

МИНЕРАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
А) железо
Б) натрий
В) калий
Г) фтор
Д) соляная кислота
Е) фосфорнокислый кальций
Ж) магний
ФУНКЦИИ
1) переносит кислород (в составе гемоглобина)
2) входит в состав хлорофилла
3) обеспечивает прочность костной ткани
4) обеспечивает высокую кислотность желудочного сока
5) участвует в генерации и проведении нервных импульсов
6) придает прочность эмали зубов

Тренировочные задания - 3

В15. Установите соответствие между признаками и типом клеток.

ПРИЗНАКИ
А) включения в виде гликогена
Б) клеточный центр
В) наличие пластид
Г) крупная центральная вакуоль
Д) клеточная стенка из целлюлозы
Е) включения в виде крахмала
Ж) наличие непосредственных переходов из цитоплазмы одной клетки в другую (плазмодесмы)
ТИП КЛЕТКИ
1) растительная
2) животная

Тренировочные задания - 4

В16. Установите соответствие между группами простейших и характерными для них способами бесполого размножения.

ОРГАНИЗМЫ
А) амёбы
Б) инфузории
В) дрожжевые грибы
Г) жгутиковые
СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ
1) митоз
2) почкование

Тренировочные задания - 5

В17. Установите соответствие между зародышевыми листками и их производными.

ПРОИЗВОДНЫЕ
А) нервная система
Б) печень
В) эпителий желудочно-кишечного тракта
Г) эпителий кожи
Д) органы выделения
Е) эмаль зубов
Ж) половые железы
3) эпителий жабр и легких
ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ
1) эктодерма
2) мезодерма
3) энтодерма

Тренировочные задания - 6

В18. Установите соответствие между организмами и их признаками.

ПРИЗНАКИ
А) образуют два сорта гамет
Б) образуют один сорт гамет по данному гену
В) организмы, в генотипе которых в обеих гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие различные состояния признака
Г) при скрещивании организмов отмечается расщепление признака
Д) организмы, в генотипе которых в обеих гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие одинаковое состояние признака
Е) при скрещивании организмов не наблюдается расщепление потомства по данному признаку
ОРГАНИЗМЫ
1) гомозиготные
2) гетерозиготные

Тренировочные задания - 7

В19. Установите соответствие между типом изменчивости и ее характеристиками.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) не имеет заведомо приспособительной направленности
Б) носит групповой характер
В) носит индивидуальный характер
Г) характеризуется адекватностью
Д) отличается непостоянством
Е) носит случайный характер
ИЗМЕНЧИВОСТЬ
1) генотипическая
2) фенотипическая

Тренировочные задания - 8

В20. Установите соответствие между механизмом терморегуляции у холоднокровных организмов и способом его реализации.

СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ
А) уменьшение количества воды в клетках
Б) накопление сахаров и глицерина
В) коллективная терморегуляция (пчелы)
Г) приспособительное поведение (активность в ночные часы)
Д) испарение воды через кожу и дыхательную систему
Е) непроизвольные мышечные сокращения (дрожь)
Ж) транспирация воды (растения)
МЕХАНИЗМ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ
1) защита от замерзания
2) защита от перегрева

Тренировочные задания - 9

В21. Установите соответствие между формой взаимоотношений между организмами и её определением.

ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
А) хищничество В) симбиоз
Б) конкуренция Г) паразитизм
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) форма взаимоотношений, при которой оба партнера или хотя бы один извлекают пользу
2) форма взаимоотношений, при которой один организм неоднократно использует другой организм в качестве места обитания, источника питания
3) форма отношений, при которой между видами со сходными экологическими требованиями или внутри одного вида возникает соперничество за пищу, территорию, самок ит. д.
4) форма отношений, при которой один вид организмов питается особями другого вида, ловя и умерщвляя их.

Тренировочные задания - 10

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В22. Расположите в правильной последовательности периоды палеозойской эры, начиная с самого раннего.
А) карбонский
Б) ордовикский
В) кембрийский
Г) девонский
Д) силурийский
Е) пермский

Тренировочные задания - 11

В23. Установите последовательность основных этапов антропогенеза.
А) австралопитек
Б) неандерталец
В) дриопитек
Г) человек разумный

Тренировочные задания - 12

В24. Установите, в какой последовательности осуществляются процессы биосинтеза белка в клетке.
А) трансляция
Б) активация аминокислот и их присоединение к тРНК
В) транспорт иРНК из ядра в цитоплазму
Г) поступление аминокислот в клетку
Д) транскрипция
Е) приобретение полипептидной молекулой определённой пространственной структуры

Тренировочные задания - 13

В25. Расположите в правильной последовательности фазы митоза.
А) метафаза
Б) телофаза
В) профаза
Г) анафаза

Тренировочные задания - 14

В26. Установите последовательность стадий эмбрионального периода.
А) дробление
Б) органогенез
В) стадия зиготы
Г) гаструляция

Тренировочные задания - 15

В27. Укажите последовательность стадий метаморфоза с полным превращением у насекомых.
А) взрослое насекомое
Б) личинка
В) яйцо
Г) куколка

Тренировочные задания - 16

В28. Укажите последовательность звеньев пищевой цепи.
А) организмы-деструкторы
Б) растительноядные животные
В) плотоядные животные
Г) автотрофные растения

Тренировочные задания - 17

В29. Расположите в правильной последовательности группы растений лиственного леса в соответствии с занимаемыми ими ярусами, начиная с травянистого.
А) лещина, бересклет
Б) груша, клён, яблоня
В) дуб, липа
Г) звездчатка, ветреница

Тренировочные задания - 18



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: