§55. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды - cтраницы 124, 125, 126, 127

1. Подчеркните основной источник атмосферного кислорода.

Клубеньковые бактерии, зеленые растения, грибы, нитрифицирующие растения.

2. Ответьте, как сказывается сжигание горючих ископаемых, добываемых из недр Земли – нефти, каменного угля, сланцев, торфа, - на состоянии атмосферы.

Ответ: Основные причины загрязнения атмосферы – сжигание топлива и металлургическое производство. В настоящее время содержание вредных продуктов сгорания неуклонно возрастает. все это приводит к таим экологическим проблемам, как парниковый эффект, смог, кислотные дожди, озоновые дыры.

3. Выберите и впишите правильный вариант окончания утверждения.

Среди газообразных продуктов сжигания природного топлива наибольший вред хвойным наносит сернистый ангидрид.
4. Допишите предложение.

Вредные соединения, выбрасываемые в атмосферу промышленными предприятиями, автомобильным транспортом и др., вместе с капельками воды образуют смог.

5. Раскройте сущность парникового эффекта.

Парниковый эффект - повышение температуры нижних слоев атмосферы планеты по сравнению с температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса. Обусловлен накоплением СО2 в атмосфере, который образуется в результате сжигания большого количества топлива.

6. Перечислите основные источники загрязнения природных вод.
  • Вымываемые из почвы дождями минеральные удобрения.
  • Ядохимикаты (пестициды)
  • Отходы промышленных предприятий, нефтепродукты, соли тяжелых металлов.

7. Объясните, с какой целью и почему в почву вносятся органические и неорганические удобрения и почему это приходится делать ежегодно.

Ответ: Основной фактор плодородия почвы – слой гумус составляет менее 5 %. Удобрения вносят в почву для пополнения ее азотом. Растениями используются лишь 40-50 %, остальная часть восстанавливается до летучих соединений или вымывается из почвы. Поэтому удобрения необходимо вносить ежедневно. При недостаточном внесении и применении удобрений почвы быстро истощается и урожаи снижаются.

8. Охарактеризуйте влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы по следующим позициям.
  • Химические изменения: культурное земледелие, регулярное внесение удобрений, изменение состава почв.
  • Физические изменения: эрозия – разрушение и снос почвенного слоя потоками воды или ветром. Изменение рельефа (провалы, терриконы), вследствие добычи полезных ископаемых.
9. Опишите неблагоприятные последствия сплошной вырубки леса.

Ответ: Оказавшись внезапно в условиях открытого местообитания, растения нижних ярусов испытывают неблагоприятное влияние солнечного излучения. Тенелюбивые растения плохо растут, у них нарушаются физиологические процессы, некоторые виды исчезают, вместо них поселяются другие виды. То же происходит и с животными. Природные прежние виды исчезают, уничтожаются целые популяции, нарушается экосистема леса.

10. Приведите примеры негативного влияния хозяйственной деятельности человека на животный мир.

Ответ: Истребление животных и птиц при браконьерстве, незаконной охоте. Так, были уничтожены тур, стеллерова корова, тарпан. На грани вымирания находятся бизоны, зубры, пятнистый олень. В результате освоения территории обитания уссурийского тигра и сокращения его кормовой базы численность этого животного снизилась. При ловле рыб в сети попадают дельфины и погибают. С речной водой и через проливы в моря попадают ядохимикаты, из-за которых гибнут морские обитатели.

11. Известно, что радиоактивные изотопы стронция (стронций-90) и цезия (цезий-137) очень опасны для человека, так как химически близки к определенным элементам, входящим в состав тканей организмов. Приведите в соответствие.
А. Стронций-90.
Б. Цезий-137.

1. Калий.
2. Кальций.

Ответ:
А.: 2.
Б.: 1.

12. Перечислите экологически вредные факторы ядерных взрывов.
  1. Ионизирующее излучение, выход радиоактивных изотопов, оказывающих губительное влияние на организмы.
  2. Образование пыли, задерживающей солнечное излучение, что чревато длительным похолоданием и наступлением «ядерной зимы».


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: