§53. Взаимоотношения между организмами - cтраницы 120, 121, 122, 123
2. Дайте определение паразитизма как экологического явления. Приведите примеры организмов-паразитов.
Паразитизм – это форма сожительства двух генетически разнородных организмов разных видов, при которой один организм (паразит) использует другого (хозяина) как источник питания и среду существования, причиняя ему вред, но, как правило, не уничтожая его.
Примеры: вши, клещи, комары, дизентерийная амеба, трипаносомы, личинки трихинеллы, чесоточный зудень у человека; вирусы,
плоские черви, грибы фитофтора, мучнисторосяные, ржавчинные и др., растения повилика, заразиха и мн. др.
Паразитизм – это форма сожительства двух генетически разнородных организмов разных видов, при которой один организм (паразит) использует другого (хозяина) как источник питания и среду существования, причиняя ему вред, но, как правило, не уничтожая его.
Примеры: вши, клещи, комары, дизентерийная амеба, трипаносомы, личинки трихинеллы, чесоточный зудень у человека; вирусы,
плоские черви, грибы фитофтора, мучнисторосяные, ржавчинные и др., растения повилика, заразиха и мн. др.
3. Раскройте сущность биологических методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений. Приведите примеры.
Ответ: Помимо обработки посевного материала ядохимикатами, селекции устойчивых к паразитам сортов применяется биологический метод борьбы с вредителями. Сущность этого метода состоит в использовании естественных врагов вредителей. Птицы, жабы, лягушки, ящерицы, кроты, ежи, землеройки и летучие мыши уничтожают множество насекомых. Все эти животные – наши союзники в борьбе с вредными насекомыми. Необходимо охранять их, а по возможности и привлекать на поля, сады и огороды. Известны насекомые-наездники, которые способны откладывать яйца в яйца других насекомых – капустной совки, клопов-черепашек и др.; в тело тлей и гусениц разных бабочек. Эти насекомые могут пробуравливать кору и откладывать яйца в личинки жуков-дровосеков. Наездников разводят в лабораториях и с их помощью уничтожают вредителей.
Ответ: Помимо обработки посевного материала ядохимикатами, селекции устойчивых к паразитам сортов применяется биологический метод борьбы с вредителями. Сущность этого метода состоит в использовании естественных врагов вредителей. Птицы, жабы, лягушки, ящерицы, кроты, ежи, землеройки и летучие мыши уничтожают множество насекомых. Все эти животные – наши союзники в борьбе с вредными насекомыми. Необходимо охранять их, а по возможности и привлекать на поля, сады и огороды. Известны насекомые-наездники, которые способны откладывать яйца в яйца других насекомых – капустной совки, клопов-черепашек и др.; в тело тлей и гусениц разных бабочек. Эти насекомые могут пробуравливать кору и откладывать яйца в личинки жуков-дровосеков. Наездников разводят в лабораториях и с их помощью уничтожают вредителей.
4. Закончите предложение.
Несомненными преимуществами биологических способов борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур являются их способность сохранения окружающей среды путем сокращения применения ядохимикатов и отсутствие прямого отрицательного влияния на другие виды.
Несомненными преимуществами биологических способов борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур являются их способность сохранения окружающей среды путем сокращения применения ядохимикатов и отсутствие прямого отрицательного влияния на другие виды.
6. Перед вами схематическое изображение двухкомпонентной биологической системы – лишайника. Заполните пропуски в схеме.
7. Раскройте сущность каннибализма как особой разновидности хищничества.
Каннибализм – поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Встречается у пауков, рыб, некоторых млекопитающих (поедание детенышей).
Каннибализм – поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Встречается у пауков, рыб, некоторых млекопитающих (поедание детенышей).
8. Приведите примеры хищничества в растительном мире.
Ответ: Росянка крупнолистная живет на бедных азотом почвах и обладает ловчим аппаратом для ловли насекомых. В тропиках крупные росянки ловят даже мелких животных.
Ответ: Росянка крупнолистная живет на бедных азотом почвах и обладает ловчим аппаратом для ловли насекомых. В тропиках крупные росянки ловят даже мелких животных.
9. Раскройте сущность такой формы взаимоотношений между организмами как нейтрализм. Приведите примеры.
Нейтрализм – оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. Примеры: В природе истинный нейтрализм крайне редок или даже невозможен, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимоотношения. В связи с этим понятие нейтрализма часто распространяют на случаи, когда взаимодействие между видами слабое или несущественно. Например: белка и лось.
Нейтрализм – оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. Примеры: В природе истинный нейтрализм крайне редок или даже невозможен, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимоотношения. В связи с этим понятие нейтрализма часто распространяют на случаи, когда взаимодействие между видами слабое или несущественно. Например: белка и лось.
10. Закончите предложения.
Для естественного отбора наибольшее значение имеет такая форма отношений между организмами, как антибиоз (конкуренция в межвидовой борьбе за существование).
Сущность «правила конкурентного исключения», предложенного отечественным биологом Г. Ф. Гаузе, заключается в том, что два вида не могут устойчиво существовать в ограниченном пространстве, если рост численности обоих лимитирован одним жизненно важным ресурсом, количество и (или) доступность которого ограничены. Если два вида со сходными требованиями к среде (питанию, поведению, местам размножения и т. п.) вступают в конкурентные отношения, то один из них должен погибнуть либо изменить свой образ жизни и занять новую экологическую нишу.
Для естественного отбора наибольшее значение имеет такая форма отношений между организмами, как антибиоз (конкуренция в межвидовой борьбе за существование).
Сущность «правила конкурентного исключения», предложенного отечественным биологом Г. Ф. Гаузе, заключается в том, что два вида не могут устойчиво существовать в ограниченном пространстве, если рост численности обоих лимитирован одним жизненно важным ресурсом, количество и (или) доступность которого ограничены. Если два вида со сходными требованиями к среде (питанию, поведению, местам размножения и т. п.) вступают в конкурентные отношения, то один из них должен погибнуть либо изменить свой образ жизни и занять новую экологическую нишу.
11. Объясните, почему иногда уничтожение (или, наоборот, искусственное внедрение) одного вида приводит к существенным изменениям всего сообщества организмов. Приведите конкретный пример такого взаимодействия.
Ответ:
Внедрение или уничтожение какого-либо нового вида может повлечь за собой сбой в балансе экосистемы. Если внедряется новый вид, например, паразитический (новый вирус), взаимоотношения «паразит-хозяин» не стабилизированы естественным отбором. Это может привести к катастрофическим последствиям.
Все организмы взаимодействуют друг с другом. Они составляют цепи питания. Уничтожение определенного вида ведет к разрыву какого-либо звена в пищевой цепи, а это, в свою очередь, приводит к нарушению равновесия в биоценозе. Через пищевые цепи в природе протекают обмен веществ и поток энергии. Например: вырубка леса уничтожает весь биоценоз в целом. Нарушаются цепи питания и организмы погибают. Уничтожение 1 вида растения приведет к гибели организмов, которые используют его в пищу и так далее.
Ответ:
Внедрение или уничтожение какого-либо нового вида может повлечь за собой сбой в балансе экосистемы. Если внедряется новый вид, например, паразитический (новый вирус), взаимоотношения «паразит-хозяин» не стабилизированы естественным отбором. Это может привести к катастрофическим последствиям.
Все организмы взаимодействуют друг с другом. Они составляют цепи питания. Уничтожение определенного вида ведет к разрыву какого-либо звена в пищевой цепи, а это, в свою очередь, приводит к нарушению равновесия в биоценозе. Через пищевые цепи в природе протекают обмен веществ и поток энергии. Например: вырубка леса уничтожает весь биоценоз в целом. Нарушаются цепи питания и организмы погибают. Уничтожение 1 вида растения приведет к гибели организмов, которые используют его в пищу и так далее.
§52. Биотические факторы среды - стр. 117-120§54. Природные ресурсы и их использование - стр. 123-124
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: