§40. Взаимодействие генов - cтраницы 94, 95, 96
1. Приведите доказательства в пользу утверждения, что генотип является системой взаимодействующих генов, а не их механической суммой.
Ответ: И отдельная клетка, и организм являются целостными системами, где все биохимические и физиологические процессы взаимосвязаны и строго согласованы. Взаимодействуют друг с другом как аллельные, так и неаллельные гены, распложенные в различных локусах.
Ответ: И отдельная клетка, и организм являются целостными системами, где все биохимические и физиологические процессы взаимосвязаны и строго согласованы. Взаимодействуют друг с другом как аллельные, так и неаллельные гены, распложенные в различных локусах.
2. Перечислите формы взаимодействия генов одной аллельной пары. Приведите примеры.
- Взаимодополняемость действия генов.
- Подавление одним геном неаллельного ему гена.
3. Раскройте сущность такого способа неаллельного взаимодействия генов, как взаимодополняемость. Приведите пример.
Ответ: При взаимодополняемости должны взаимодействовать по крайней мере 2 неаллельных гена, продукты которых взаимно дополняют друг друга. Например, цветки душистого горошка с генотипом ААвв и ааВВ имеют белый цвет (в первом случае есть фермент, но нет пропигмента, во втором – есть пропигмент, но нет фермента ,переводящего его в пурпурный цвет). У потомства АаВв – пурпурные цветки, так как у них имеется фермент (В), и пропигмент (А).
Ответ: При взаимодополняемости должны взаимодействовать по крайней мере 2 неаллельных гена, продукты которых взаимно дополняют друг друга. Например, цветки душистого горошка с генотипом ААвв и ааВВ имеют белый цвет (в первом случае есть фермент, но нет пропигмента, во втором – есть пропигмент, но нет фермента ,переводящего его в пурпурный цвет). У потомства АаВв – пурпурные цветки, так как у них имеется фермент (В), и пропигмент (А).
4. Закончите предложение.
Признаки, степень выраженности которых плавно изменяется в определенных пределах, называются количественными.
Признаки, степень выраженности которых плавно изменяется в определенных пределах, называются количественными.
5. Установите соответствие.
А. качественные признаки
В. количественные признаки.
1. характер поверхности семян у гороха
2. окраска семян у гороха
3. масса тела у коровы
4. рост у человека
5. цвет глаз у человека
6. яйценоскость у кур
7. окраска зерен пшеницы
8. пигментация кожи у человека
9. длина стебля у гороха.
Ответ:
А: 1, 2, 5, 9.
В: 3, 4, 6, 7.
А. качественные признаки
В. количественные признаки.
1. характер поверхности семян у гороха
2. окраска семян у гороха
3. масса тела у коровы
4. рост у человека
5. цвет глаз у человека
6. яйценоскость у кур
7. окраска зерен пшеницы
8. пигментация кожи у человека
9. длина стебля у гороха.
Ответ:
А: 1, 2, 5, 9.
В: 3, 4, 6, 7.
6. Ответьте, чем определяется степень выраженности количественных признаков. Проиллюстрируйте примером.
Ответ: Количественные признаки определяются неаллельными генами, действующими на один и тот же признак или свойство. Чем больше в генотипе доминантных генов, обусловливающих какой-либо признак, тем ярче этот признак выражается. Например, у пшеницы красный цвет определяется генами А1 и А2. При генотипе А1А1А2А2 цвет зерен наиболее интенсивен, при генотипе а1а1а2а2 они имеют белый цвет. В зависимости от числа доминантных генов в генотипе можно получить все переходы между красной и белой окраской.
Ответ: Количественные признаки определяются неаллельными генами, действующими на один и тот же признак или свойство. Чем больше в генотипе доминантных генов, обусловливающих какой-либо признак, тем ярче этот признак выражается. Например, у пшеницы красный цвет определяется генами А1 и А2. При генотипе А1А1А2А2 цвет зерен наиболее интенсивен, при генотипе а1а1а2а2 они имеют белый цвет. В зависимости от числа доминантных генов в генотипе можно получить все переходы между красной и белой окраской.
7. Рассмотрите схему, отражающую один из вариантов взаимодействия неаллельных генов. Определите, какой ген является подавляющим действие других генов. Приведите конкретный пример на такую форму взаимодействия неаллельных генов.
ааВВ – окрашенный плод
АаВВ – неокрашенный плод.
А – подавляющий ген.
Другой пример: у лука ген А обусловливает красную окраску луковицы, а – желтую. Однако, любой цвет будет развиваться только в том случае, если в генотипе будет отсутствовать ген В, из другой аллельной пары. При наличии этого гена кожура лука окажется белой в любом случае – вне зависимости от комбинации генов первой пары (ААВВ, АаВВ, ааВВ – белая кожура, Аавв – красная, аавв – желтая кожура).
ааВВ – окрашенный плод
АаВВ – неокрашенный плод.
А – подавляющий ген.
Другой пример: у лука ген А обусловливает красную окраску луковицы, а – желтую. Однако, любой цвет будет развиваться только в том случае, если в генотипе будет отсутствовать ген В, из другой аллельной пары. При наличии этого гена кожура лука окажется белой в любом случае – вне зависимости от комбинации генов первой пары (ААВВ, АаВВ, ааВВ – белая кожура, Аавв – красная, аавв – желтая кожура).
8. Раскройте понятие «генотипическая среда».
Генотипическая среда – это зависимость действия одних генов от влияния на них других генов.
Генотипическая среда – это зависимость действия одних генов от влияния на них других генов.
§39. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом - стр. 93-94§41. Наследственная (генотипическая) изменчивость - стр. 96-99
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: