1. Назовите факты, полученные при дальнейшем изучении генетики душистого горошка и организмов других видов, которые не подчинялись третьему закону Менделя и подвели исследователей к идее сцепленного наследования признаков.

Ответ: Оказалось, что у душистого горошка форма пыльцы и окраска цветков не дают независимого распределения в потомстве: потомки оставались похожими на родителей. Постепенно таких признаков становилось все больше. Стало ясно, что принцип независимого распределения в потомстве и свободного комбинирования распространяется не на все гены.

2. Выберите и подчеркните правильный ответ на вопрос. Сколько групп сцепления насчитывается в геноме человека?

Ответ: 23, 46, 69, 92.

3. Дайте определения понятий.
  • Сцепленные гены – гены, расположенные в одной и той же хромосомной паре.
  • Группа сцепления – все сцепленные гены, локализованные в одной хромосоме.
  • Сцепленное наследование генов – феномен связанного наследования определенных состояний генов, расположенных в одной хромосоме.

4. Ответьте, что такое неполное сцепление генов, укажите причину этого явления.

Неполное сцепление – это сцепление, при котором в результате кроссинговера в некоторых клетках происходит обмен участками хромосом между генами А и В, и появляются гаметы Ав и аВ и в потомстве образуется 4 группы фенотипов, как при свободном комбинировании генов. То есть, числовое отношение фенотипов не соответствует соотношению 1:1:1:1, установленному для дигибридного анализирующего скрещивания. Причиной нарушения сцепления служит кроссинговер в профазе 1 мейоза.

5. Укажите, как на практике экспериментов зримо проявляется неполное сцепление генов.

Ответ: Анализирующее скрещивание гетерозиготных особей AB/ab с рецессивной формой ab/ab даст не два, а четыре класса фенотипов и генотипов AB/ab, ab/ab; Ab/ab : aB/ab. По количественному соотношению этих классов напоминают расщепление при анализирующем скрещивании дигибрида при свободном комбинировании генов. Однако числовое отношение классов при неполном сцеплении отлично от свободного комбинирования, дающего отношение 1:1:1:1. При неполном сцеплении возникают два новых класса зигот с иным, чем у родителей, сочетанием генов, а именно Ab/ab и aB/ab, Aabb: aaBb.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: